Денис Давыдов – легендарный партизан и поэт Отечественной войны 1812 года

Кто-то когда-то сказал фразу, которая стала сегодня для многих удобной: «Время делает нас».  Но именно оно, Время, само доказало несправедливость этого афоризма. Пока на Земле есть созидатели и защитники того, что создано, Время будут делать люди! Доказательств этому в истории нашей страны много. Но сегодня наш разговор – о том, какой ценой советский народ одержал Победу в войне, которая открыла новое Время в жизни многих народов. Война – это действия армий, но у войны Отечественной есть одна особенность: в ней возникают иные формы военных действий, например, партизанское движение. Часто говорят о партизанской тактике боевых действий в России как о чем-то новом, как об отходе от традиционных способов ведения войны. Но это не совсем так. На протяжении большей части долгой и кровавой истории человечества войну в основном вели слабо организованные, недисциплинированные и плохо вооруженные добровольцы, свысока смотревшие на открытое сражение и отдававшие предпочтение скрытным налетам и засадам. Это была основная стратегия воинов древних племен. Именно такая тактика легла в основу деятельности партизан. На самом деле  раздел между военными действиями с применением партизанских отрядов и регулярных армий стал вырисовываться наиболее четко с развитием регулярных национальных армий после Тридцатилетней войны. Этот процесс, шедший параллельно с ростом государств-наций, набрал наибольшие обороты во второй половине 17-го века. Роль партизанских отрядов вновь стала заметной в ходе войны за австрийское наследство (1740-1748 гг.). В этот конфликт были втянуты Австрия, Великобритания, Ганновер, Гессен, Нидерланды с одной стороны и Бавария, Франция, Пруссия, Саксония и Испания с другой. Один из крупнейших исследователей темы профессор Вернер Хальвег на примере череды партизанских войн с XVIII века и до современности, подчёркивает, что партизанская, или малая война, всегда выступала как вспомогательная в большой войне. Когда концепция скрытных боевых действий только зарождалась, под партизанской войной понимались самостоятельные вылазки лёгких отрядов на флангах и в тылу противника.                                                                                                        Примером тому является деятельность партизан в Отечественной войне 1812 года. Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года –  вооруженный конфликт между многонациональной армией Наполеона и русскими партизанами на территории России в 1812 году. Партизанская война являлась одной из трёх главных форм войны русского народа против нашествия Наполеона. Необходимо чётко различать в составе партизанской войны 1812 года два разных явления:

– так называемые летучие отряды, сформированные из армейской кавалерии и казаков по приказу Кутузова, возглавляемые офицерами регулярной армии и действовавшие на коммуникациях противника, а также в качестве разведки армии;

– крестьянские отряды самообороны, возникавшие стихийно из местных жителей (не только, но преимущественно крестьян) и занимавшиеся обороной своих населённых пунктов от мелких отрядов неприятеля.

Самым известным партизанским командиром в русской армии был Денис Давыдов, поэт и автор «Военных записок». За пять дней до Бородинского сражения он представил князю Багратиону план, заключавшийся в том, чтобы, пользуясь растянутыми коммуникациями Наполеона, действовать в его тылу, делать внезапные налёты на склады, на курьеров, на обозы с продовольствием. Кутузов разрешил дать Давыдову 50 гусар и 80 казаков. С этими силами Давыдов отправился в тыл наполеоновской армии. В начале сентября с этой партией Давыдов напал на французский транспорт в 30 повозок с прикрытием в 225 человек, следовавший в Царёво-Займище. Весь транспорт был взят, прикрытие истреблено, за исключением 100 человек, взятых в плен. Скоро был захвачен и другой обоз. Впоследствии отряд Давыдова значительно усилился: к нему присоединились освобождённые из плена русские солдаты и крестьяне. Во всех делах Давыдова особенно отличался лихой донец, искусный наездник и разведчик – урядник Крючков. Действия в тылу противника без поддержки местного населения были немыслимы. Однако вначале Давыдов с трудом находил общий язык с крестьянами. К каждому селению подъезжали с осторожностью, так как вооружённые крестьяне, охранявшие свои деревни, завидев армейские мундиры, нападали на партизан. Партизанам Давыдова приходилось сначала доказывать, что они – русские солдаты.

«Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый раз отвечали они мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо». –  «Да разве я не русским языком говорю?» –  «Да ведь у них всякого сбора люди!» Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным», – писал Д. Давыдов  в своём «Дневнике партизанских действий».

Постепенно отношения с населением наладились, и Давыдов стал вести успешные боевые действия. В конце сентября его отряд был усилен прибывшим с Дона полком войскового старшины Попова. С партией в 200—300 человек Давыдов наводил панику и, обращая в бегство отряды, численностью превосходившие партизанский отряд в пять раз, забирал обоз, отбивал русских пленных, иногда захватывал орудия. Имя его гремело по всей России. Сам же он писал о себе так: «Я врубил имя своё в 1812 год. Я считаю себя рождённым единственно для рокового 1812 года». Согласиться с этим утверждением целиком и полностью, без оговорок было бы несправедливо, ведь гусарские стихи и песни, написанные им, пользовались огромной популярностью. Многие пытались на бумаге запечатлеть историю войны с армией Наполеона. Получались подробные, точные, но сухие описания фактов – и только. Лишь Денис Давыдов сделал из войны поэму! Он создал новую поэзию – поэзию подвигов, побед и славы!

Славой овеяны подвиги партизан и другой Отечественной войны русского народа, войны против немецких захватчиков, начавшейся 22 июня 1941 года. Никогда еще многовековая история России не видела такого широкого размаха партизанского движения, как в годы Великой Отечественной войны против немецко- фашистских захватчиков. Советское партизанское движение характеризовалось рядом важных отличительных особенностей. Оно шло снизу, из самой толщи народных масс. Призыв Коммунистической партии к организации партизанского движения, всколыхнувший население оккупированных территорий, был воспринят этим населением как зов его души, как его собственная внутренняя потребность. Именно поэтому так быстро и так широко распространился огонь партизанской войны. Эта война была бы невозможной, если бы партизаны не опирались на широкую народную поддержку. Они были сынами своей родной земли, и эта земля их кормила, одевала, скрывала, нацеливала на врага и вдохновляла на подвиги.  В партизанской борьбе принимали участие сотни тысяч, его резервы насчитывали миллионы людей. В ней участвовали все слои советского общества: рабочие и колхозники, служащие и интеллигенты, пожилые люди и только что оперившаяся молодежь, коммунисты и комсомольцы, беспартийные. Становясь партизанами, все они в равной степени проявляли высокое сознание своего патриотического долга, высокое мужество, героизм, самоотверженность. Советское партизанское движение было монолитным, его участники преследовали единые цели, между ними не было, и быть не могло каких-либо раздоров. Жалкие потуги кучки предателей-националистов, продавшихся фашистским оккупантам и находившихся у них в услужении, не могли нарушить и не нарушали единство и монолитность партизанских рядов. В общей сложности, в 1941—1944 годах на оккупированной территории СССР действовали 6 200 партизанских отрядов и соединений, численность партизан и подпольщиков оценивается в 1 миллион человек.

Командир партизанского отряда знакомит бойцов с оружием. Смоленская область, 23 августа 1941 года.

Партизанская война – это не великие сражения, а военные будни, трудные, суровые, долгие. Сколько партизан и подпольщиков осталось безымянными – не сосчитать. Но их подвиги бессмертны, потому что они каждодневно приближали долгожданную Победу!