14 октября православные христиане отмечают непереходящий великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся в Богородичном храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. К великому городу подступали воинственные сарацины, и не было от них спасения. Собравшиеся в храме горожане во Влахернах были в великой тревоге и отчаянно молились. Среди молившихся находился святой Андрей Юродивый со своим учеником. Подняв глаза вверх, он увидел спускавшуюся на землю Царицу Небесную в сопровождении апостола Иоанна Богослова и святого Иоанна Крестителя. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти. Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Православной Церкви. Об установлении праздника в русском Прологе XII века (древнерусский житийный сборник) записано: “Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет святый Покров Твой, Преблагая”.
Главное значение иконы Покрова Пресвятой Богородицы для православного состоит в том, что Божия Матерь сохраняет, защищает предстоящего перед Ней своим молитвенным покровом, любовью от всякого зла. Она может испросить у своего Сына милость для живых, оказавшихся в беде, и прощение грехов для усопших.
Веками на Руси была традиция строить храмы в честь иконы Покрова Богородицы после воинских побед. Таким образом, православные благодарили Божью Матерь за Ее заступничество, а также просили молиться Ее за усопших воинов.
Первым ввел такой обычай князь Андрей Боголюбский, построивший в XII веке на нашей древней владимирской земле храм Покрова на Нерли. Он победил волжских булгар, но радость от победы была омрачена тяжелым ранением его сына Изяслава. По дороге во Владимир княжич скончался. На месте его смерти князь Андрей Юрьевич построил Покровский храм, чтобы почтить Богородицу и молиться об упокоении душ всех воинов, погибших в этом походе.
Традицию воздвигать Покровские храмы как благодарность Богородице продолжил первый русский царь Иван Грозный. В середине XVI века он в память о покорении Казанского ханства построил собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. То, что победа в Казани была одержана в праздник Покрова, говорило об особой роли Божьей Матери, и что без Ее молитв всё это было бы невозможно.
На ковровской земле так же в разные времена были воздвигнуты православные храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVII веке в селе Кляземский городок церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
находилась “в Стародубе в Острошке что на Кзязьме в вотчине боярина князя Григория Петровича Ромодановского” и упоминается еще в 1628 году. Следующий деревянный храм в то же наименование с Казанским приделом был устроен в селе Кляземский городок в 1644 году стараниями боярина Василия Богдановича Бутурлина.
Ныне существующая Покровская каменная церковь с колокольней в Кляземском городке построена в 1803 году на средства помещика статского советника князя Петра Александровича Волконского и прихожан. В храме имелись месточтимые иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Нерукотворного Спаса, находившаяся в иконостасе, и Знамения Пресвятой Богородицы по правую сторону царских врат. В каменной часовне в церковной ограде с давних времен сохранялся святой Животворящий Крест. Церковь была закрыта решением Ивановского обисполкома от 15 апреля 1939 г. Служение возобновлено в 1994 году, в настоящее время церковь отреставрирована.
Еще одна церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая чудотворца была построена в сельце Маринино между 1643 и 1646 годами. Дворянин Тихон Дементьевич Танеев воздвиг деревянную церковь, Маринино стало селом, а вот уже в 1808 году помещики братья действительный статский советник Андрей Михайлович и полковник лейб-гвардии Преображенского полка Василий Михайлович Танеевы построили в этом селе каменную Покровскую церковь с трехъярусной колокольней.
При храме находился родовой некрополь дворян Танеевых и родственных им лиц, от которого до настоящего времени сохранились лишь белокаменные надгробия полковника Василия Михайловича Танеева (1754-1827) и младенца Петра Дмитриевича Танеева (1859-1862). Марининская Покровская церковь была закрыта решением Ивановского облисполкома от 4 июня 1941 года. В настоящее время Покровская церковь является приписной к Спасо-Преображенскому собору г. Коврова.
Еще одна деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы находилась в селе Якимово и упоминается в начале XVII века. В 1829 году вместо нее на средства прихожан был построен одноименный каменный храм, в котором хранились особо чтимые старинные резные иконы Спасителя сидящего в темнице и святителя и чудотворца Николая. С 1876 года церковь была приписана к Преображенскому храму села Венец. Покровской церкви принадлежали 3 каменных и 1 деревянная часовни в приходских деревнях, каменная сторожка и деревянная часовня на месте прежней деревянной церкви.
Покровский храм в Якимове был закрыт решением Ивановского облисполкома от 19 апреля 1940 года и “ликвидирован” 20 марта 1941 года. Сегодня здание храма очень сильно разрушено и в ближайшее время может совсем рухнуть. В последнее время начались работы по его консервации.
В честь самых главных православных праздников, в том числе Покрова Пресвятой Богородицы, называли не только храмы. Особенный пласт в огромном массиве русских фамилий составляют фамилии «христианские» – такие, которые имеют церковное происхождение или по своему смыслу отсылают нас к христианской культуре.
В прошлом в духовных училищах и семинариях учащимся давали новые благозвучные фамилии. Отличникам – в честь церковных праздников: Покровский, Успенский, Благовещенский; хорошистам – в честь птиц: Соколов, Соловьёв; троечникам – в честь цветов: Фиолетов, Краснов и т.п. Именно из духовных учебных заведений XVIII – XIX веков родом русские фамилии в честь
- церковных праздников (Вознесенский, Крестовоздвиженский, Введенский, Покровский),
- предметов церковной утвари и облачений (Кадилин, Омофоров, Стихарёв, Колокольцев),
- библейских мест и героев (Фаворский, Самарянский, Саулов, Авессаломов),
- священно- и церковнослужителей (Протопопов, Звонарёв, Дьяконов, Монахов);
- молитвословий и частей храма (Херувимский, Псалмов, Алтарёв, Куполов, Папертин).
Так, в Богородице-Рождественской церкви погоста Медуши Ковровского уезда с 1848 по 1901 год служил священник Дмитрий Спиридонович Покровский (1826*-13.02.1901), сын священника села Голышево Судогодского уезда Спиридона Афанасьевича Покровского. Более подробную историю храмов и духовенства Ковровского района можно узнать из книги Э.В. Фроловой и Н.В. Фролова “Родной земли святыни. Православные храмы и пастыри Ковровского края”, изданной в 2021 году. Приобрести книгу можно в Историко-краеведческом музее Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Мелехово, ул.Первомайская, д.94.