Портретной галереи владимирского дворянства, к сожалению, не существует. Известно, что до 1917 года залы Владимирского дворянского собрания украшали портреты губернских и уездных предводителей Владимирской губернии. Но после революционных потрясений и установления новой власти значительная часть этих портретов была, очевидно, утрачена, и лишь отдельные образцы уцелели в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Немало собраний фамильных портретов имелось в дворянских усадьбах Владимирского края, однако большинство из них также погибли в смутную пору первой четверти XX столетия. Подобной судьбы избежали лишь единичные усадебные портретные галереи, как, например, портреты из усадьбы князей Голицыных в селе Симе Юрьев-Польского уезда, которые сегодня хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и, частично, в Юрьев-Польском историко-архитектурном и художественном музее. Не существует и единой базы по фотографиям владимирского «благородного сословия», причем в районных и городских музеях Владимирской области количество подобных снимков, как правило, невелико.
В Государственном архиве Владимирской области (ГАВО), одном из наиболее богатых документами провинциальных архивов, фотографии и иные изображения представителей местного дворянства также присутствуют в весьма ограниченном объеме. По большей части они входят в состав личных фондов бывших высокопоставленных чиновников, губернаторов и тех же предводителей дворянства, таких, как, например, владимирские губернаторы Иван Михайлович Леонтьев и Иван Николаевич Сазонов, последний владимирский губернский предводитель дворянства Иван Семенович Храповицкий. Остатки семейных фотоархивов крупных владимирских помещиков в ГАВО также невелики. Едва ли не самый яркий пример — материалы в личном фонде дворян Трегубовых.
Неудивительно, что облик даже достаточно известных не только на уездном, но и на губернском уровне лиц из числа потомственных дворян Владимирской губернии, представителей фамилий, которые на протяжении столетий проживали на владимирской земле и активно участвовали в местной общественной жизни, зачастую невозможно представить за отсутствием как живописных портретов, так и фотографий.
Для обитателей ряда известных владимирских усадеб, как, например, усадьбы Жерехово Владимирского уезда — дворян Всеволожских, источником портретных изображений являются лишь старые книги: знаменитый пятитомник «Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова» и четырехтомник «Сборник биографий кавалергардов» С.А.Панчулидзева.
Поэтому актуальной является попытка собрать изображения представителей владимирского дворянства из самых различных источников, прежде всего, из различных печатных изданий и семейных архивов, для того, чтобы ввести в их научный оборот. Однако даже с применением современной цифровой техники использование копий портретных изображений зачастую почти невозможно. Порой низкое качество имеющихся образцов или же незначительный размер изображенного лица (например, на групповом снимке) не позволяет провести их качественное сканирование. Нередко старые фотографии имеют плохую сохранность, часть подобных материалов в силу различных объективных обстоятельств до наших дней дошла лишь в копиях.
Исходя из подобных условий, принято решение воспроизводить портретные изображения в виде графических рисунков по пастели, выполняя их в едином формате (А3) в технике сепии монохромными карандашами. Автором этих работ является студентка Шуйского филиала Ивановского госуниверситета Людмила Ветрова. В качестве исходных образцов использованы изображения из фондов Историко-краеведческого музея Ковровского района, Судогодского краеведческого музея, а также из частных собраний из Москвы, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Московской и Нижегородской областей.
Данное издание представляет собой пилотный выпуск с частью созданных графических портретов и краткими биографиями изображенных лиц. В дальнейшем предполагается выпуск более масштабного альбома с портретами и биографиями порядка 150 представителей владимирского дворянства XIX – начала XX веков.