Ярким событием культурной жизни музея-усадьбы Танеевых – филиала Историко-краеведческого музея Ковровского района стала открывшаяся весной 2016 г. выставка гравированного портрета из частной коллекции настоятеля Троицкой и Воскресенской церквей в Воскресенском города Москвы протоиерея Романа Челышкина. На выставке в музее-усадьбе Танеевых представлено 46 уникальных гравюр, исполненных мастерами из России, Франции, Англии, Германии, Италии. Часть выставленных портретов была описана еще в 1880-х гг. знаменитым русским историком искусства, почетным членом Академии наук и Академии художеств Дмитрием Александровичем Ровинским (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: с 700 фототип. портр.: [В 4-х т.]. – СПб., 1886-1889).
На Владимирской земле гравюры и литографии из собрания о. Романа Челышкина выставляются впервые. И неслучайно, что это знаменательное событие происходит именно в Ковровском районе – на малой родине священника. Представленные на художественной выставке в музее-усадьбе Танеевых работы – это лишь небольшая часть собрания гравированных и литографированных портретов русских деятелей, которая собиралась коллекционером на протяжении нескольких лет. Особую ценность выставке придает тот факт, что значительная часть представленных листов – это прижизненные изображения портретируемых.
Данный каталог дает наиболее полное представление о новой художественной выставке в старинной дворянской усадьбе. Издание основывается на всестороннем монографическом исследовании представленных гравюр и отличается новизной вводимой в научный оборот информации. По словам искусствоведа Елены Николаевны Селизаровой, «научный каталог – полный или краткий – будучи по своей природе справочной литературой, имеет ценность первоисточника, из которого черпаются материалы для разнообразных научно-исследовательских работ, как в музее, так и вне его».
Почти все русские цари – от первого в династии Романовых Михаила Федоровича до последнего российского императора Николая IIсобрались в усадьбе предков композитора Сергея Танеева в селе Маринино Ковровского района. Причем и пешие, и конные, с венценосными супругами и без. Разумеется, их величества прибыли туда не лично, а в виде редких гравированных портретов, которые датируются от второй половины XVII до конца XIX вв. Так, на гравюре француза Николя Лармессена «тишайший» царь Алексей Михайлович запечатлен в непривычной для русского самодержца польской одежде – отец Петра I любил все польское и неплохо владел польским языком.
Особенно большой выбор портретов Александра Благословенного – императора Александра I, освободителя Западной Европы от наполеоновского владычества. Его личность пользовалась большой популярностью во всем мире, поэтому портреты государя Александра Павловича создавались и тиражировались не только в России, но и во многих западных странах.
Помимо монархов на художественной выставке в музее-усадьбе Танеевых представлены портреты военных и гражданских деятелей, отличившихся в различных сферах жизни Российского государства. При этом организаторами выставки – сотрудниками районного историко-краеведческого музея и протоиереем о. Романом Челышкиным отдано предпочтение изображениям тех исторических персонажей, кто так или иначе был связан с Владимирским краем или с представителями рода Танеевых.
Например, на выставке представлены гравированные портреты семейства графов Воронцовых – брата, сыновей и внуков первого владимирского наместника и генерал-губернатора графа Романа Илларионовича Воронцова, в том числе канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова, многолетнего посла России в Лондоне графа Семена Романовича Воронцова и сына последнего новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова.
Среди экспонатов и редкие портреты знаменитого героя 1812 года и шефа жандармов генерала Александра Христофоровича Бенкендорфа, побывавшего во Владимире и Коврове вместе с Николаем I и оставившим рассказ об этом визите в своих мемуарах; полководца фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича – родственника владимирского дворянина и классика отечественной литературы Александра Сергеевича Грибоедова и брата владимирского губернатора Степана Федоровича Паскевича; министра Императорского двора, начальника Главного штаба в 1812 г. светлейшего князя фельдмаршала Петра Михайловича Волконского – помещика Ковровского уезда, построившего сохранившуюся до нашего времени каменную церковь в селе Кляземский Городок; уроженца Владимирской губернии графа Дмитрия Николаевича Блудова, министра внутренних дел, председателя Государственного Совета и Комитета министров.
Любопытен портрет графа Модеста Андреевича Корфа, директора Императорской публичной библиотеки, главноуправляющего II отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, члена Государственного Совета, действительного тайного советника. Гравировал его по заказу сына графа Иван Петрович Пожалостин, один из последних значительных мастеров русской резцовой гравюры. М. А. Корф около пяти лет служил под началом уроженца села Черкутино Владимирской губернии графа М. М. Сперанского, участвовал в подготовке «Полного Собрания Законов Российской империи», а затем написал и издал двухтомный труд «Жизнь графа Сперанского» – первую подробную биографию нашего знаменитого земляка.
А граф Алексей Андреевич Аракчеев, военный министр и «сильный человек» при двух государях, будучи другом генерала Сергея Михайловича Танеева, способствовал карьере его сына Александра Танеева – будущего главноуправляющего императорской канцелярией и одного из высших чиновников при дворе Николая I.
Выделяется портрет другой знаменитости с владимирскими корнями – полководца Александра Васильевича Суворова, графа Рымникского и князя Италийского, причем портрет прижизненный, но малоизвестный, где не проигравший ни одной битвы фельдмаршал изображен совсем непохожим на ставшие хрестоматийными портреты. Гравюра была выполнена в Лондоне в 1799 г. итальянским мастером Николо Скьявонетти по оригинальному портрету художника Пьера Гампе.
С учетом проведения выставки в родовой усадьбе Танеевых особенно интересен портрет генерала Петра Ивановича Яковлева работы гравера второй половины XVIII столетия Григория Федоровича Сребреницкого. П. И. Яковлев, один из сподвижников Петра Великого и активных участников Северной войны, в мае 1709 г. по царскому приказу взял Запорожскую Сечь. В числе офицеров отряда Яковлева был и капитан Тимофей Львович Танеев, прапрадед композитора С. И. Танеева и родоначальник всей владимирской ветви Танеевых. В том бою капитан Танеев погиб, его портрета не сохранилось. А вот редкое изображение его командира, выполненное еще до учреждения Владимирской губернии (скорее всего, Сребреницкий отгравировал его в 1770 г. по заказу сына изображенного генерал-майора Петра Петровича Яковлева), уцелело и представлено на выставке в музее-усадьбе Танеевых – в доме, который построил майор Михаил Тимофеевич Танеев – сын погибшего под Запорожской Сечью командира мушкетерской роты капитана Танеева.
Несомненно, выставка гравированного портрета в музее-усадьбе Танеевых вызовет истинный интерес у всех ценителей русского и западноевропейского изобразительного искусства.В свою очередь, составители каталога и собиратель будут благодарны читателям и специалистам за возможные уточнения или дополнения к нему.