Село Овсянниково

image34426Это село, на первый взгляд, ничем особенным непримечательно. В небольшое, тихое, с заброшенной церковью село Овсянниково лишь в 1990-е гг. была проложена асфальтированная дорога. Живут там и коренные жители, их осталось единицы, а кроме них, особенно летом, наезжают дачники, городские родственники, или просто бывшие…

Это село, на первый взгляд, ничем особенным непримечательно. В небольшое, тихое, с заброшенной церковью село Овсянниково лишь в 1990-е гг. была проложена асфальтированная дорога. Живут там и коренные жители, их осталось единицы, а кроме них, особенно летом, наезжают дачники, городские родственники, или просто бывшие сельчане, не потерявшие еще связей с родными местами. О своей старине в Овсянникове знают мало. Даже о церкви, стоящей напротив домов в центре села, почти ничего не рассказывают. Впрочем, к сожалению, это характерно для большинства сел и деревень ковровского края. В книге В.М. Березина «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» историю села Овсянниково автор начинает с середины XVII века. Но мы ее начнем столетием раньше.

Село Овсянниково существовало уже, вероятно, и в XV веке, но первое упоминание о нем в документах относится к 1572 году, когда в духовной грамоте (завещании) царя Ивана Грозного при перечислении принадлежащих государю вотчин «в Стародубе-Ряполовском» говорится: «селе Овсяникове, что было князь Андрея Кривозерского с братиею». Этот факт говорит о многом. Конечно же, Овсянниково находилось в границах прежнего Стародубского княжества, которое в конце XV века окончательно распалось на отдельные вотчины. Князья Кривоборские (в грамоте ошибка) являлись старшей ветвью Стародубской княжеской династии. Князь Андрей Иванович Кривоборский служил воеводой при Иване Грозном. После начала опричнины кн. Андрей и его братья Василий, Федор и Василий Меньшой были сосланы царем в Казанский край, откуда, впрочем, позже возвратились обратно. Кто-то из Кривоборских мог находиться в Казани в июне I579 года, когда после опустошившего город пожара стрелецкая дочь Матрена Данилова Онучина обрела чудотворную икону Божией Матери. Икону ту прозвали Казанской и, в том же 1579 г., в Москве был построен первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Церкви в таковое именование стали строить по всей России. В селе Овсянниково издавна хранилась неизвестно кем принесенная старинная икона Казанской Божией Матери, а XVIII столетии в честь этой иконы был освящен сельский храм.

image34426А в веке XVI, как уже говорилось, вотчинник Овсянникова отправился в ссылку, а село было отписано на государя. При царе Михаиле Федоровиче село Овсянниково получил в поместье дворянин Захарий Фомич Толмачев. Под 1644 г. в поместье З. Ф. Толмачева упоминается церковь Николая чудотворца, с которой дани платилось 20 алтын. Церковь эта была деревянной и, видимо, далеко не первой по времени. В начале 1660-х гг. Овсянниково перешло к сыну Захара Фомича – Захару Захаровичу Толмачеву, Он служил стряпчим при Московском дворе до 1676 г. В грамоте 1667 года упоминается «поместья Захара Захарьева сына Толмачева села Овсяникова староста Емельян Григорьев».

Помещики Толмачевы сохраняли Овсянниково за собой до XVIII века. В погосте Нередичи, что находился в 10-ти верстах от Овсянникова, еще в 1870-е годы рассказывали легенду о том, как овсянниковский помещик Толмачев пытался перенести к ceбe в сельскую церковь чудотворную икону святителя и чудотворца Николая из часовни, принадлежащей Нередическому погосту. Согласно легенде, совершить задуманное Толмачеву не удалось (см. подробно эту историю в главе «Погост Нередичи»). В 1672 г. Никольская церковь в Овсянниково перешла под руку Суздальского архиепископа Стефана. Сохранявшееся в овсянниковской церкви до самого ее закрытия в 1940-х гг. Евангелие печати 1710 г. приложено было еще в деревянный Никольский храм. Но уже в середине XVIII столетия в Овсянникове построили новую деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, которая и стояла в селе более шестидесяти лет. Тогда же Овсянниково перешло во владение к помещикам Хотяинцовым.

В приходе церкви села Овсянниково состояли деревни: Загородки, Обращиха, Прудищи, Яблонцы, сельцо Ромоданово и, позднее, деревня Константиново. В 1812 г. из имений секунд-майора Дмитрия Ивановича Хотяинцова во Владимирское ополчение отправлены были ратники. Из них из села Овсянникова – крестьяне Никифор Родионов, Иван Степанов и дворовый человек Александр Никитин, из деревни Обращиха – крестьяне Алексей Федоров, Родион Борисов и Евстифей Харитонов, из деревни Прудищи – крестьянин Усман Никитин и из деревни Загородки – Спиридон Трофимов. Уходили они на войну, в неизвестность, а вернулись людьми бывалыми, в казенном исправном платье, с гордостью нося ополченский медный крест и рассказывая разные были-небыли охотно слушающим односельчанам.

image34427В 1821 г. в селе Овсянникове при церкви Казанской Пресвятой Богородицы числилось 120 дворов и в них мужского полу 400 душ. При церкви находилось пашенной земли 33 десятины, а сенокоса было отведено для причта прихожанами на 20 копен.

В январе 1822 г. священник из с. Овсянниково Федор Григорьевич Юницкий и церковный староста крестьянин Тимофей Дмитриев обратились с прошением к «Великому Господину» (так величали тогда владык) епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению. Они писали: «В означенном селе Овсянникове деревянная во имя Казанской Божьей Матери с приделом Святителя и Чудотворца Николая церковь пришла уже в ветхость, вместо которой желаем мы построить новую каменную, в то же именование с двумя теплыми приделами: первым – во имя Рождества св. Иоанна Предтечи и вторым – Святителя и Чудотворца Николая, на приличном и удобном месте. На построение оной церкви приходские люди усердствуют от себя посильное вспомоществование. Еще имеется церковно-кошельковой суммы 3930 рублей. А дабы оная церковь в скором времени была отстроена, то прихожане в пополнение церковной кошельковой суммы избрали чинить денежный сбор от доброхотнодателей по здешней епархии отставному солдату Никифору Васильеву, почему нам и просим об исходатайствовании на построение церкви от Вашего Преосвященства Благословенной грамоты и сборной книги».

В марте того же 1822 г. просимое было дано, недостающая сумма в нес-колько лет постепенно собрана. И к 1829 году новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери «в вотчине господина Александра Ивановича Хотяинцова» построили. Церковное здание представляло собой внушительную ротонду на четверике с полусферой купола, увенченной маленьким барабаном с луковкой. По углам кровли четверика разместились четыре же глухих барабана, тоже с луковками-куполами. Южный и северный фасады украсили шестиколонные портики. Трехъярусная колокольня с классическим шпилем, в сравнении с размерами храма оказалась несколько мала. Заметно стремление строителей овсянниковской церкви, используя «типовой проект», украсить его так, как только возможно. Из-за этого здание получилось несколько перегруженным деталями, для четырех угловых куполов явно не хватает места. Внутри церковь была должным образом расписана священными изображениями. Пол в ней устроили из белокаменных плит.
После постройки нового храма выполнить требование Владимирской консистории и вернуть обратно сборную книгу с записями всех пожертвований овсянниковцы не смогли. В январе 1829 года эта книга сгорела во время пожара в доме церковного старосты, крестьянина деревни Прудищи Михаила Макарова. Поэтому, кто сколько внес средств на постройку церкви в Овсянникове, мы никогда не узнаем. Во время строительства Казанского храма в 1823 г. скончался его настоятель о. Феодор Юницкий. Потеря батюшки, которому едва исполнилось 45 лет, была большой трагедией для прихожан. Ведь именно он выступил инициатором постройки в Овсянникове каменного храма. Но ему нашелся достойный приемник.

Священник Григорий Никитич Ильинский, женившись в том же 1823 г. на дочери Юницкого Пелагеи Федоровны, продолжил строительство новой церкви, а позднее стал первым и «обживать» Казанский храм. Несколько слов стоит сказать о сыне Федора Григорьевича Юницкого Николае. Когда скончался его отец, он еще обучался во Владимирской семинарии. Там Николай получил другую фамилию — Нардов. Окончив через 5 лет учебу, он выбыл в военное духовенство и стал священником 20-го Егерского полка. Служба его здесь, однако, продолжалась недолго. Уже в 1830 г. его переводят в село Мугреево-Никольское Вязниковского уезда, где он и священствовал до выхода за штат в 1869 г. Сыновья Николая Федоровича Нардова Александр и Аркадий также стали священниками. Александр Нардов 27 лет состоял учителем в Муромском духовном училище и около 40 лет священствовал в тюремной церкви г. Мурома. В 1896 г. Александр Николаевич был удостоен сана протоиерея, а в 1902 г. его наградили орденом св. Анны II ст. Младший сын Аркадий после окончания семинарии 10 лет священствовал в селе Мелешино Вязниковского уезда, но рано умер, не дожив и до 40 лет.

Но вернемся в Овсянниково… Григорий Никитич Ильинский, который стал здесь священником в 1823 г., родом был из погоста Нередичи, расположенного недалеко от Овсянникова. Отец его Никита Степанович служил там сначала пономарем, а затем священником. Всем своим сыновьям он дал возможность получить семинарское образование, что позволило им стать священниками. При этом все они служили в Ковровском уезде: старший из братьев Федор после отца стал настоятелем храма в Нередичах, Филипп священствовал в селе Алачино, а Иван — в Богородице-Рождественском храме села Алексино. Григорий Ильинский прослужил в Казанском храме почти 40 лет. Никаких ведомственных наград он не получил, ведь ими в первой половине XIX века отмечались очень не многие священники. Зато 5 ноября 1842 г. Григорий Никитич за содействие к прекращению пожара был награжден золотой медалью на Владимирской ленте для ношения в петлице, с надписью «за усердие».

После Г.Н. Ильинского место настоятеля овсянниковского храма в 1861 г. унаследовал его племянник Федор Филиппович Дмитревский. Он родился в семье бедного причетника Дмитриевской церкви села Шустова Вязниковского уезда Филиппа Воронова. Обучаясь в духовном училище, Федор по наименованию шустовского храма получил и соответствующую фамилию — Дмитревский. Во священника в село Овсянниково он был рукоположен из диаконов села Сарыево Вязниковского уезда, куда он определился после окончания семинарии и женитьбы на Пелагее Михайловне Зверевой, дочери местного диакона Михаила Дмитриевича Зверева. В Овсянникове о. Феодор прослужил 24 года. За это время он был награжден набедренником и скуфьею, неоднократно получал благословения епархиального начальства и Св. Синода. Во время его священства в 1871 г. Казанский храм был обнесен каменной оградой, которая до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Скончался Федор Филиппович 16 июля 1885 г. от простуды в возрасте 51 года и был погребен при овсянниковском храме. Незадолго перед этим он потерял свою супругу — Пелагея Михайловна Дмитревская умерла 20 мая того же 1885 г. от чахотки.

У Дмитревских было многочисленное семейство — 10 человек детей. Старший сын Иван окончил Владимирскую семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После он служил учителем Мещовского духовного училища Калужской губернии, где и скончался в 1888 г. в 30-летнем возрасте. Второй сын Михаил после окончания семинарии несколько лет служил учителем земской школы, но 22 апреля 1886 г. он скончался от чахотки. Прожил Михаил Дмитревский всего 25 лет.
Два сына настоятеля овсянниковского храма — Александр и Сергей — стали священниками. Александр Федорович после окончания в 1884 г. семинарии прослужил сначала пять лет учителем Ковровского приходского училища. В Коврове он 15 июля 1887 г. сочетался браком с дочерью ковровского купца Евдокией Алексеевной Апариной. Здесь у него родился и первенец — сын Александр. В 1889 г. Александр Федорович Дмитревский был рукоположен во священники к Гороховецкому собору. К 1913 г. он уже стал протоиереем и благочинным I округа Гороховецкого уезда. Сергей Федорович после окончания Владимирской семинарии служил священником в селе Самарское Омской епархии. Пятый сын о. Феодора Леонид окончил Мещовское духовное училище, Владимирскую семинарию и Казанскую духовную академию со степенью магистра. С октября по декабрь 1900 г. он служил столоначальником Уфимской духовной консистории, а затем помощником инспектора и классным наставником во Владимирской духовной семинарии. Одна из дочерей Федора Филипповича Дмитревского Евлампия после окончания Владимирского епархиального женского училища служила в земских школах Ковровского уезда и скончалась «от сахарной болезни» 23 сентября 1910 г., будучи учительницей в селе Троице-Никольское. Погребена она была при церкви села Овсянниково.

Старшая из дочерей Антонина вскоре после кончины отца вышла замуж за выпускника семинарии учителя школы села Селимово Меленковского уезда Василия Александровича Левитского, который и стал следующим овсянниковским священником. О. Василий также был уроженцем Ковровского уезда — сыном священника села Михалево Александра Платоновича Левитского. Однако, в Овсянникове Василий Александрович прослужил недолго, и связано это было, вероятно, с семейными трагедиями. Две дочери Левитских Елизавета и Клавдия умерли во младенчестве, прожив всего лишь три и пять месяцев. Через три года супружества скончалась и Антонина Федоровна: она умерла 30 августа 1888 г. от чахотки на 23-м году жизни. Через четыре года после потери супруги Василий Левитский покинул Овсянниково и служил затем священником в Юрьевском уезде.

С 1892 г. настоятелем Казанского храма стал Владимир Васильевич Троицкий. Родился он в 1865 г.image34428 в семье священника села Алексино Ковровского уезда Василия Дмитриевича Троицкого и приходился внуком священнику того же села Ивану Никитичу Ильинскому, родному брату настоятеля овсянниковского храма Григория Никитича Ильинского. После окончания семинарии Владимир Троицкий два года служил помощником учителя Алексинского земского училища, а в 1889 г. стал первым учителем только что открытого земского училища в Овсянникове. В 1890 г. он был рукоположен во священника села Пьянгус Меленковского уезда, а через два года вновь вернулся в Овсянниково уже настоятелем Казанской церкви. За время своего служения он получил многочисленные благодарности и награды от епархиального начальства, в том числе в 1891 г. о. Владимир был удостоен благословения архиепископа Феогноста за спасение приходского храма от пожара.

Поощрения от епархиального начальства неоднократно получали и овсянниковские церковные старосты, и просто крестьяне, украшавшие свой храм. К примеру, в 1914 г. благословения от архиепископа Владимирского и Суздальского удостоились крестьяне приходской деревни Обращиха Федор и Иван Игнатьевичи Сорокины, пожертвовавшие в храм церковную утварь и деньги на его ремонт.

В 1850-х гг. село Овсянниково принадлежало помещице Наталье Гаврииловне Танеевой, урожденной Бабкиной, супруге коллежского секретаря Алексея Андреевича Танеева, которому, в свой черед, принадлежало в Ковровском уезде село Маринино. В списке населенных мест Ковровского уезда, составленном в 1857 году, в Овсянникове упоминается «господский дом госпожи Танеевой». В Государственном архиве Владимирской области сохранилось краткое описание танеевской усадьбы в Овсянникове за 1854 г.: «господский дом деревянный новый, крыт тесом, в длину шесть сажень, ширину восемь сажень, об одном этаже; в нем никаких особых украшений нет. К господскому дому принадлежат следующие отдельные строения: людская изба новая, в длину четыре сажени два аршина, в ширину три сажени, деревянная, крыта тесом; амбар в длину две сажени два аршина, ширину три с половиной сажени, деревянный, посредственный, крыт драницей; сарай в длину две сажени, ширину четыре сажени, деревянный, посредственный, крыт драницей; погреб в длину две сажени, шириною три с половиной сажени, деревянный, прочный, крыт драницей». Позже земли при селе Овсянникове перешли к титулярному советнику Александру Петровичу Протасьеву.

С 1862 г. Овсянниково стало центром новообразованной волости. В 1871 г. волостных крестьян насчитывалось 1265 душ мужского пола, которые выплачивали в год 2542 руб. подушной подати, 6243 руб. выкупных платежей и 1087 руб. земских сборов. Доходы крестьянами получались не только от плодов хлебопашества и садоводства (в Овсянникове были вишневые и яблоневые сады с неболышой продажей фруктов, а в приходских деревнях Яблонцы и Обращиха разводили на продажу в большом количестве клубнику), но и от традиционных отхожих промыслов, из которых главным был офенский – торговый. Продавали, в основном, иконы местного, мстерского и холуйского письма. Но к началу XX века, говоря об Овсянниковской волости, статистический справочник по Ковровскому уезду сообщал: «Офенство падает. Старики в дорогу не ходят, стары стали, а молодежь устремилась на фабрику Треумова, кроме того, хозяев не стало и плохи вообще заработки у офень». Другим часто встречающимся занятием среди овсянниковцев была работа по найму приказчиками в разных лавках у ковровских, шуйских и вязниковских купцов. Выгодные места зачастую передавались «по наследству» от отца к сыну, или от одного брата к другому.

Из села шел постоянный отток населения. Цифры статистики достаточно красноречивы: в 1837 г. в Овсянникове жителей насчитывалось 193 человека, в 1847 г. – 145, в 1857 г. – 141, в 1895 г. – 81, в 1904 г. – только 55 человек и на близлежащем хуторе «Иваниха» купца Демидова еще 15 человек. Количество дворов в селе за тот же срок сократилось с 29-ти до 19-ти. Подобные изменения происходили и в приходских деревнях. Население самой значительной их них, Обращихи, с 270 человек в 1837 г. уменьшилось до 89 человек в 1904 г. И сегодня из шести бывших приход-ских деревень существуют лишь две: Прудищи и Обращиха.

Даже здание школы в Овсянникове построил в 1889 г. и содержал таганрогский купец Конон Иванович Китаев. Выходец из деревни Яблонцы, К.И. Китаев разбогател на офенской торговле, вышел в купцы и осел в далеком южном городе, но о родном селе не забывал и ежегодно высылал туда на содержание школы по 100 рублей. Жалование учителю выплачивалось от ковровского земства, которое выделяло на нужды Овсянниковского училища в 1890-е гг. по 280 рублей, а с 1900 г. по 535 рублей в год. От 48 до 100 рублей доплачивало (по своему же приговору) крестьянское общество. При училище имелась квартира для учителя, состоявшая из одной комнаты. Учителями в селе Овсянникове в разное время служили: владимирский дворянин Василий Алексеевич Тюриков; дочь коллежского асессора Александра Васильевна Ремезова, окончившая Владимирскую женскую гимназию; дочь священника погоста Нередичи Александра Иосифовна Одоранская, окончившая Владимирское епархиальное женское училище; дочь священника села Овсянниково Нина Владимировна Троицкая, окончившая Иваново-Вознесенскую женскую гимназию. Курс обучения в Овсянниковском училище составлял три года, а количество учеников колебалось в пределах от 34 до 43 человек, из них абсолютное большинство составляли мальчики.

Священник Владимир Васильевич Троицкий прослужил в Овсянникове до 1912 г. Затем его перевели на другое место, а вместо него был назначен выпускник Владимирской семинарии Александр Васильевич Широкогоров. По-видимому, этот священник ранее никаких связей с Овсянниковым не имел. Сам он родился в семье священника села Введенское Шуйского уезда, а его жена Екатерина Николаевна была дочерью священника Воскресенского собора г. Шуи. До какого времени Александр Широкогоров прослужил в ковровском селе — неизвестно. Но именно здесь он в марте 1919 г. получил свою первую награду — набедренник. В ноябре этого же года новая власть попыталась удалить о. Александра, мобилизовав его на службу в Красную армию. Однако, прихожане выступили с прошением об оставлении священника на прежнем месте.
Последним известным на сегодняшний день настоятелем Казанского храма был Михаил Ефимович Белороссов. Родился он в 1886 г. недалеко от Овсянникова в селе Венец, где его отец Ефим Михайлович служил священником. В Казанской церкви о. Михаил священствовал уже в начале 1930-х гг. Здесь 6 января 1933 г. он был арестован, а впоследствии осужден на три года лишения свободы.

С 1890 г. Овсянниковская волость вошла во 2-й земский участок Ковровского уезда, который включал в себя еще Алексинскую, Емельяновскую, Осиповскую и Санниковскую волости. «Царь и Бог» в этом участке 22 года был земский начальник Николай Васильевич Култашев. Большой барин, ведущий счет своим предкам от князей Владимира Святого и Владимира Мономаха, благодушный старичок, он считал себя либералом и судить-рядить подведомственных ему мужичков стремился «по-отечески». Среди крестьян Н.В. Култашев пользовался уважением и даже какой-то любовью. Впрочем Николая Васильевича почитало и местное «светское» общество. В 1912 г. он оставил пост земского начальника, в связи с избранием на должность ковровского уездного предводителя дворянства. Н.В. Култашев успел получить генеральский чин действительного статского советника и, к своему счастью, не дожил до революции, скончавшись в январе 1915 года.

image34429А Овсянниковская волость в 1900 г. была присоединена к Санниковской. Овсянниковской волостной старшина Павел Кочуев и писарь Петр Ежов остались «без места». С установлением Советской власти, орган ее – сель-ский Совет появился и в Овсянникове. В 1924 г. Овсянниковский сельсовет вошел в состав укрупненной Осиповской волости, а в 1929 г., по упразднении всех волостей, в Ковровский район. В последующие десятилетия Овсянниковский сельсовет был ликвидирован. Храм же в Овсянникове формально оставался действующим до 1939 г. В этом году решением Ивановского облисполкома от 15 апреля Казанская церковь была закрыта, и с тех пор она пустует. Церковь в Овсянникове до не-давнего времени использовалась для хранения сена. Здание сохранилось сравнительно неплохо, сбиты лишь кресты с куполов, да колокольня поте-ряла свой шпиль.

Как и в большинстве других русских сел, ничего значительнее церкви в селе за годы строительства и развития социализма так и не построили. И сегодня панораму Овсянникова невозможно представить без силуэта храма, а полуразвалившиеся колхозные сараи издали даже не видно. Может быть, еще покроют поврежденную кровлю колокольни, наладят разрушенную лестницу и будет возможно вновь с высоты смотреть, как за полем теряется вдали синеватая полоска лесов, и колокольный звон опять поплывет над старинным русским селом Овсянниково.

Автор: Николай Фролов

На иллюстрациях:
01. Герб рода Толмачевых — помещиков села Овсяниково
02, 04. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Овсяниково
03. Крестьяне-отходники на заработках в городе