Село Венец

В старых книгах полуторастолетней и столетней давности пишется именно так: «село Венец», хотя это погост, точнее – бывший погост. Сегодня туда нет хороших дорог, а весной и осенью, когда в раскисшей глине вязнет и застревает любой транспорт, туда и вовсе добраться можно лишь пешком. Да только мало кто отправится в ту сторону. В пасмурный, дождливый день, когда в серой хмари теряются вкривь и вкось стоящие деревья, над небольшой прогалиной как бы висит пугающим призраком полуразрушенная церковь. Дождик шепчется в кустах среди заросших старых могил и в беспорядке набросанных памятников со стершимися надписями, как будто сетуя, что кто-то посторонний нарушил уединенность забытого Богом и людьми места. Вблизи церковь нависает всей своей почти бесформенной глыбой, давит тяжестью и поневоле чувствуешь себя как-то нехорошо: совестно и жутко. Там уже ничего не исправить, церковь когда-нибудь окончательно разрушится и дорогу туда позабудут. Но надо помнить историю «села Венца».

Когда-то все в тех местах было по-другому. На высоком берегу Клязьмы, на круче, на венце срубили еще во время царствования государя Феодора Иоанновича деревянный храм в честь Архангела Михаила. Стоял он над рекой, предупреждая идущие по ней «струги да ладьи» о существовании прямо перед церковью коварной мели, которую так и прозвали «Венецкой». Позже река изменила русло, оставив Венецкую заводь, и стала протекать дальше от храма. В сборнике «Материалы для истории Владимирской епархии», вышедшем во Владимире в 1894 г., имеется запись, датированная 1628 годом, о находящейся в Медушской десятине «церкви Михаила архангела на Венце на погосте». Там же указано, что с церкви взималось «дани шесть алтын три денги». Эта сумма была сравнительно невелика. К примеру, с Благовещенской церкви села Великово того же стана дани бралось в два раза больше. Уже тогда Венец назывался погостом и, сам по себе, как поселение был незначительным, но являлся местным центром, хотя бы для соседних деревень.

Далее в упомянутом сборнике до 1656 г. о Венце ничего не говорится. Но в другой книге «Материалы для истории церквей Владимирской губернии», изданной в Москве в 1908 году, где также перечисляются многие села ближней Ковровской округи, Венец тоже не упоминается, зато говорится под 1647-1651 гг. о некоем «селе Михайлове», «а в нем место церковное, что бывал храм архангела Михаила запустел давно». Возможно, что в какое-то время церковь на Венце сгорела и это село-погост «запустело». Но под 1656 г. церковь погоста Венец вновь упоминается в окладных книгах и дани тогда с нее бралось «1 рубль 2 алтына 3 деньги, заезда гривна». Против прежнего сумма выплаты увеличилась более чем вдвое. Это может служить косвенным подтверждением версии о том, что с церковью в погосте Венец произошли какие-то изменения. В 1672 г. право на доходы от этой церкви были переданы Суздальскому архиепископу Стефану.

За XVIII век сведения о Венце крайне скудны. Как пишет в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березин «в 18-м столетии в селе существовала церковь уже в честь Преображения Господня, а престол Михаила архангела сделан был придельным, зданием церковь была деревянная с таковой же колокольнею». Из старинных книг, хранившихся в церкви погоста Венец и перечисляемых тем же Березиным, упоминаются церковные издания 1749, 1762, 1774 и 1785 гг. Возможно, что именно по ним постигал основы всякой премудрости сынок причетника церкви с. Венца Михаила Чижева Григорий. Родился он в январе 1790 г. «в селе Венце». Григорий Чижев окончил Владимирскую духовную семинарию и 4 августа 1812 г. его определили священником к Владимирскому кафедральному собору.

Время тогда было тревожное, армия Наполеона шла на Москву. Во Владимирской губернии началось формирование полков «военной силы» – ополчения. Из приходских селений погоста Венца, деревни Карики и сельца Красная Грива, в 3-й полк «Владимирской военной силы» было записано 23 человека крестьян. В составе этого полка земляки отца Григория прибыли во Владимир, где в Успенском соборе и на площади перед ним состоялось общее молебствование, где в сослужении архиепископу Ксенофонту участвовал и священник Григорий Чижев. В память событий 1812 года отец Григорий получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.

В дальнейшем, Григорий Михайлович Чижев преподавал в различных учебных заведениях, а с 1838 по 1857 гг. занимал пост инспектора Владимирских духовных училищ. Он в совершенстве знал древние языки, его перу принадлежит «Грекороссийский словарь к Новому Завету в пользу юношества», изданный в Москве в 1835 г., а также несколько исторических очерков, посвященных местной Владимирской старине. Протоиерей Г. М. Чижев имел все священнические награды до наперсного креста, в 1859 году Всемилостивейше был удостоен ордена святой Анны 3-й степени, а в 1869 году, после награждения орденом святой Анны 2-й степени, ему был пожалован из «Кабинета Его Императорского Величества» золотой крест с драгоценными украшениями.

После грозных событий 1812 г. во многих селах и городах Российской империи строились новые храмы в честь избавления от нашествия и великой победы. То же случилось и в погосте Венец. С 1812 года на Венце священствовал местный уроженец Симеон Кириллович Венецкий. Он замыслил устроить вместо старого деревянного новый каменный храм. За помощью батюшка обратился к прихожанам — крестьянам деревень Карики, Красная Грива и Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне: деревни Карики церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они пожертвовали значительную по тем временам сумму 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы. Строительство каменного храма в честь Преображения Господня с приделом в честь Архангела Михаила началось летом 1820 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта. В 1825 г. был освящен придельный, а еще через пять лет – основной храм.

Преображенский храм села ВенецЦерковь представляла собой широкую ротонду на четверике с «фонариком» над куполом, двумя колонными портиками с северного и южного фасадов. Пятиярусная высокая колокольня придавала всему храму особенно величавый, парадный вид. Пол в церкви был выложен красными, белыми и синими плитками, которые образовывали красивый узор. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду ни с одним другим храмом Ковровского уезда. В 1858 г. при священнике Петре Ивановиче Руберовском и по благословению епископа Владимирского и Суздальского Иустина (Михайлова), при Преображенской церкви на Венце построили придел в честь святой Живоначальной Троицы. В 1891-1895 годах на средства приходских крестьян выстроена и церковная каменная ограда, крытая железом.

В конце 1850-х годов приход погоста Венца переживал свое лучшее время. В Кариках, Красной Гриве, Федюнине и Венце обитало всего 1025 жителей. К 1904 году в том же приходе оставалось всего 365 человек, да и из тех пятая часть уже работала на фабриках и иных заведениях в Коврове, Вязниках и Шуе. После освобождения крестьян в 1861 г. многие из них стали покидать деревни в поисках более легкого заработка или же пытались основать собственное торговое дело.

К 1898 г., по данным В. Березина, причт храма с. Венца получал на двоих 500 рублей и, в целом, приход считался небогатым. Но выходцы с берегов Клязьмы, обосновываясь, подчас, очень далеко от родных селений, все равно помнили о своем величавом храме на Венце. Так, к примеру, в Преображенскую церковь погоста Венец мещанин города Ходжента Самаркандской области Константин Степанович Богатырев пожертвовал плащаницу стоимостью в 100 рублей, купец города Асхабада ЗакаспийскоЙ области Федор Игнатьевич Сорокин – священническое облачение стоимостью в 80 рублей, а мещанин села Петровское Пермской губернии Пелагея Ивановна Петрова дала шелку для завесы к царским вратам. К 1902 году капитал причта венецкой церкви состоял из следующих пожертвований: 4 тысячи рублей были пожертвованы уроженцем деревни Красная Грива бийским купцом 1-й гильдии Алексеем Федоровичем Морозовым, столько же рублей было пожертвовано бийским купцом Алексеем Вуколовичем Соколовым, также родом из Красной Гривы. На ремонт и содержание церкви имелся капитал 10 государственной 4% ренты по тысячи рублей каждая, который был пожертвован А. Ф. Морозовым.

КСергей Ефимович Белороссов — сын священника погоста Венец Ефима Белороссоваакое-то время приход храма погоста Венец был объединен с соседним приходом села Якимово, но потом их опять разделили. После П. И. Руберовского в Преображенском храме погоста Венец священствовал отец Стефан Агриков. Четверть века священником храма погоста служил Ефим Михайлович Белороссов, в 1907 г. награжденный за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом от Св. Синода. Его сменил священник Федор Васильевич Виноградов, член-сотрудник общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Шуйского духовного училища. 25 сентября 1915 г. Ф. В. Виноградова переместили в село Пищугово Шуйского уезда, а 27 октября 1915 г. в Венец был назначен священник села Булгаково Суздальского уезда Николай Георгиевский, который и стал последним священником венецкого храма.

Памятник со стихотворной эпитафией на Венецком погостеПреображенскому храму на Венце принадлежали две деревянные невходные часовни, одна из них стояла на месте прежней деревянной церкви, а также два деревянных на каменном фундаменте дома, построенные в 1898 году. В одном из домов находилась церковная сторожка, а в другом – ночлежный приют для богомольцев. В начале XX столетия на Венце началось строительство двух очень солидных каменных здания. Соединенные коридором, они имели по переднему фасаду около 70 аршин длины. Стройка началась по инициативе священника Ефима Михайловича Белороссова и производилась под его наблюдением на средства Елены Григорьевны Морозовой, купчихи г. Бийска Томской губернии. Священник Белороссов умер 27 августа 1908 года, а 10 ноября того же года скончалась и Е. Г. Морозова.
Благотворительница перед смертью поручила заведование стройкой проживавшему в Венце во время летних каникул помощнику инспектора Московского императорского технического училища Александру Ефимовичу Покровскому – местному уроженцу, сыну диакона Преображенской церкви Ефима Осиповича Покровского. К концу 1908 года одно здание уже было закончено и покрыто. Если первоначально предполагалось в этих зданиях открыть профессиональную женскую школу с сиротским приютом, то на момент окончания строительства вместо школы решено было устроить богадельню для престарелых. Неизвестно, было ли достроено второе здание, но после 1917 года начатое священником Ефимом Белороссовым и купчихой Еленой Морозовой благотворительное дело оказалось заброшенным. Впоследствии здание бывшей богадельни было перевезено в село Овсянниково, где разместился местный сельсовет. В настоящее время и от него не осталось ни следа. Трагически сложилась и судьба А. Е. Покровского, под чьим надзором завершалось строительство богадельни. Бывший инспектор Московского императорского технического училища погиб во время пожара, случившегося в Венце 14 октября 1928 года, в возрасте 70-ти лет.

В 1894 г. в приходской деревне Красная Грива было открыто земское народное училище. Курс обучения в нем составлял три года. В первые года в училище обучалось около 30 крестьянских детей, а затем – чуть более 40. Учительницей с 1897 г. в Красной Гриве служила окончившая Владимирскую женскую гимназию Елизавета Борисовна Лейберг, а с 1902 г. преподавал выпускник Новицкой учительской семинарии Дмитрий Иванович Самраков. Закон Божий вели священники венецкой церкви. Попечителем училища состоял шуйский купец Влас Максимович Рыбаков, присылавший ежегодно на его содержание по 100 рублей.

Погост Венец существовал пока жила церковь. В 1837 г. там проживало 23 человека, в 1857 г. – 25 человек, а в 1904 г. – 17 человек. Население погоста жило в четырех домах, из которых один принадлежал священнику, два других – диакону и псаломщику, а четвертый – церковному сторожу и просвирнице. В начале XX столетия недалеко от этих домов появилась лесная сторожка вязниковского купца Демидова, купившего землю рядом с погостом.

Надгробие диакона Ефима Покровского в ВенцеСегодня на Венце с большим трудом можно отыскать место, где когда-то стояли дома его обитателей. Храм полуразрушен, свод в приделе и трапезной рухнул, колонные портики снесены, окна и двери выломаны, равно как и плиты пола. Колокольня потеряла свое завершение. Деревья вокруг опустошенной церкви сильно разрослись, почти вплотную подступают к ее зданию, и с реки уже давно не видно Венецкого погоста. Около восточной церковной стены прежде погребали священно-церковнослужителей. Сегодня все их могилы и надгробия уничтожены, за исключением белокаменного памятника диакону Ефиму Покровскому, скончавшемуся 18 февраля 1861 г., но и этот памятник лежит не на месте.

С западной стороны от церкви находятся десятка два захоронений советского времени, а рядом с северной стеной храма видны остатки старого заброшенного кладбища. Это кладбище сильно пострадало после того, как Преображенская церковь на Венце была закрыта 14 июля 1941 года. Еще в марте 1941 года колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом здание церкви, но начавшаяся война помешала осуществить этот проект. Среди зарослей кустов и травы на Венце скрываются старинные надгробные камни и плиты, надписи на большинстве которых уже не прочитать.

Но на некоторых разобрать еще что-то можно. Вот пример характерной надписи: «Под сим камнем погребено тело раба Божьего воина Иоанна, жития его было 70 лет. Скончался 1881 года августа 15 дня, деревни Красная Грива». Вероятно, здесь речь идет об отставном солдате. Рядом со стеной церкви – красивый гранитный памятник с именами Антипия Ефимьевича Нестерова и его жены Прасковьи Алексеевны. Недалеко от памятника Нестеровых – разбитая беломраморная плита с именем Григория Игнатьевича Зайцева, скончавшегося «25 мая 1839 г. 30-ти лет от роду». А ниже этой надписи выбита эпитафия, которая, несмотря на свое несовершенство, невольно трогает глубиной выраженного чувства:

Ты умер, оставив меня одинокой
Дни коротать без тебя.
Кто даст забвенье в скорби глубокой?
Кто приласкает меня?
Ты умер, травою высокой
Твой могильный холм зарастет.
Если б слышал с грустью какою глубокой
Шепчутся листья берез.

Действительно, на Венце деревья шумят как будто с грустью, и сам заброшенный погост представляет собой печальное зрелище. На современной карте к маленькому крестику с надписью «погост Венец» ведет лишь тоненькая прерывистая линия исчезающей дороги.

На иллюстрациях:

  1. Преображенский храм села Венец
  2. Сергей Ефимович Белороссов — сын священника погоста Венец Ефима Белороссова
  3. Памятник со стихотворной эпитафией на Венецком погосте
  4. Надгробие диакона Ефима Покровского в Венце