Село Якимово

К числу несуществующих ныне сел и деревень принадлежит и село Якимово, историческое селение в 20 верстах от Коврова вниз по течению Клязьмы. Сегодня там лишь одна полуразрушенная церковь среди леса. Недалеко, впрочем, деревни Гужиха и Княжская, а к кладбищу близ церкви ведет грунтовая дорога. На современной карте Якимово еще обозначается как погост, но в разговоре употребляют, почему-то, название «Белая церковь». В связи с чем так прозвали разоренное и полуразрушенное здание бывшего якимовского храма (вовсе не белое) сказать трудно.

image34441Есть еще одна устойчивая традиция: среди краеведов село Якимово традиционно связывается с именем знаменитого воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В книгах В. М. Березина и И.Ф. Токмакова на страницах посвященных селу Якимову как раз и говорится о том, что Якимово прежде было вотчиной князя Д.М. Пожарского. В. Березин позаимствовал это сведение из пятого выпуска «Материалов по истории Владимирской епархии», где и указано под 1628 годом: «церковь Покров Пречистые Богородицы в селе Якимове в вотчине князя Дмитрия Михайловича Пожарского». Вот отсюда и идет легенда (а иначе назвать вышеупомянутую традицию нельзя) о причастности князя Дмитрия Михайловича Пожарского к Ковровскому краю вообще и к селу Якимову в частности. Но, к сожалению, не все легенды выдерживают проверку и подтверждаются фактами. Село Якимово действительно принадлежало фамилии князей Пожарских, а в начале ХVП века было вотчиной князя Дмитрия Пожарского. Только отчество этого князя не Михайлович, а Петрович. Князь Дмитрий Петрович Лопата-Пожарский гораздо менее известен, чем его четвероюродный брат и тезка князь Дмитрий Михайлович Хромой-Пожарский (первый имел прозвище за форму бороды, а второй по причине раны).

Д.П. Пожарский почти тридцать лет провел в ратных трудах. В 1612 г. он состоял в ополчении под командой своего знаменитого тезки и родственника, который послал его с отрядом для занятия города Ярославля. При подходе ополчения к Москве в августе того же года князь Д.П. Пожарский командовал передовым отрядом, а после освобождения столицы был воеводой в Твери и на Двине, в Верхотурье и во Пскове. Князь Дмитрий Петрович «нес службы» и при дворе царя Михаила Федо-ровича, сопровождал государя в поездках на богомолье, выполнял дипломатические поручения. Скончался он в 1641 г., а единственный сын его, стольник князь Борис Дмитриевич, умер четырьмя годами раньше. Поэтому, сразу по смерти сына, Д.П. Пожарский в 1637 г. передал свои вотчины племяннику – князю Семену Романовичу Пожарскому.

image34442В 1637 г. по отказной книге значится «за стольником князем Семеном Романовичем Пожарским в поместье по его сказке, а крепостей никаких не положил, дяди его князь Дмитриевское поместье Петрово сына Пожарского, село Якимово на реке Клязьме, а в селе храм Покров Пресвятой Богородицы древян клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и все церковное строение помещиково, да в селе ж во дворе поп Мнемон, прозвище Богдан, да во дворе пономарь Андрюшка Петров, да во дворе просвирница Онисица, да церковных бобылей три двора, двор помещиков, пашни паханые церковные середние земли 15 чети в поле, … сена по реке Клязьме 20 копен». Конечно же, сам князь в Якимове не жил, разве что бывал иногда наездом, но село упоминается за ним в 1643-1656 гг.

Под 1653 годом в окладной книге патриаршего казенного приказа записано, что у Покровской церкви села Якимова «двор попов, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирнин, бобыльских три двора, да в приходе: помещиковых три двора, двор прикащиков, крестьянских 82 двора, бобыльских 9 дворов».

Князь Семен Романович Пожарский на ратной и придворной службе достиг степени окольничего. Он выполнял множество ответственных поручений по дипломатической части, вел переговоры с поляками, бывал «у государева стола» и обедал у патриархов (как у Иоакима, так и у Никона). С.Р. Пожарский состоял воеводой в разных городах: в 1645 г. – в Курске, в 1649-1650 гг. – в Астрахани и в 1656 г. – в Новгороде. Он участвовал во многих сражениях и в июне 1659 г. погиб в бою с крымскими татарами под городом Конотопом. Память о смелом воеводе долго жила в народе, и еще в прошлом веке бытовала песня об его под-вигах и мученической кончине.

Князь С.Р. Пожарский был бездетным и его поместья отошли к вдове княгине Евдокии Васильевне Пожарской, урожденной Третьяковой. В Суздальской отказной книге 1667 г. упоминается «Владимирского уезда, вотчины окольничаго князя Семена Романовича Пожарского жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны села Якимова деревни Ширилихи выборной крестьянин пятидесятской Максим Микитин, да крестьянин Борис Васильев сын Ошоломов». В 1678 г. в отказных книгах вновь помечено, что село Якимово продолжало оставаться «в вотчине вдовы княгини Овдотьи Васильевой княж Семеновой жены Романовича Пожарского».

Известно, что в 1679 г. причт Покровской церкви в Якимове состоял из попа Михаила Тимофеевича и дьячка Федора Васильева.

Княгиня Евдокия Васильевна Пожарская пережила своего мужа более, чем на сорок лет. Скончалась она уже в царствование Петра I в 1700 г., и ее поместья перешли за отсутствием прямых наследников к государю. Согласно отказной книге: «1700 года апреля 11-го отписано на Великого государя поместье умершей вдовы Авдотьи Васильевны жены Семена Романовича Пожарского… село Якимово, а в селе церковь деревянная, шатровая во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в ней святых икон: Всемилостивого Спаса Нерукотворного, Покрова Пресвятой Богородицы, Пресвятой Богородицы Казанская, Пресвятой Богородицы Одигитрия. Да в пределе Ильи пророка Пресвятой Богородицы запрестольные двои двери царские, сосуды оловянные, три колокола, да в селе двор попа Михаила Тимофеева, двор дьячка Мишки Еремеева, двор пономаря Ивашки Андреева».

Вскоре после 1700 г. село Якимово с деревнями Ширилиха, Гужиха и Княжская государь Петр Алексеевич пожаловал в вотчину Успенскому девичьему монастырю, что в Александровой слободе. Основан тот монастырь был около 1650 г. на месте знаменитой резиденции Ивана Грозного и находился под Высочайшим покровительством. В этом монастыре в 1698-1707 гг. находилась в заточении сводная сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, постриженная в монахини с именем Маргариты.

С 1727 г. Александровская слобода перешла во владение цесаревны Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра I. Видимо в это время село Якимово с деревнями были переданы (или выкуплены) в ведение Особой вотчинной канцелярии, которая управляла земельными владениями цесаревны. С 1729 г. Елизавета Петровна несколько лет жила в Александровой слободе, а потом переехала в Петербург. В 1741 г., свергнув с престола малолетнего Иоанна VI, цесаревна стала императрицей. Так село Якимово и осталось дворцовым селом, а позже перешло в ведение Министерства Императорского двора и уделов. Вместе с Всегодической и Егорьевской волостями Якимово, Гужиха, Княжская и Ширилиха входили в состав Ковровского удельного имения Владимирской губернии.

В 1775 г. при церкви Покрова Пресвятой Богородицы состояли священник Иван Иванов, диакон Михаил Иванов и дьячек Ефим Никитин. На нужды причта было отмежевано 37 десятин 880 сажен пахатной земли.

В октябре 1809 г. в селе Якимове по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта, была освящена новоустроенная деревянная Покровская церковь, но простояла она недолго. Уже в 1818 г. прихожане стали ходатайствовать о разрешении построить каменный храм, который и воздвигли к 1829 г.: небольшой по размерам, о пяти куполах, с трехъярусной колокольней. Храм прозывался по-прежнему в честь Покрова Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя св. пророка Божия Илии. Вокруг церкви была устроена каменная ограда, от которой ныне не осталось и следа.

О священниках, служивших в этом новом каменном храме, известно очень немного. В 1858-1878 гг. там священствовал Василий Петрович Туторский. В 1868 г. за ревностную службу В.П. Туторский был награжден набедренником, но в историю он вошел как автор статьи «Исторические заметки и предания о г. Коврове», помещенной в 47-м номере «Владимирских губернских ведомостей» в 1857 г. В этой публикации отец Василий рассказал о самых романтических моментах ковровской истории. О деревне Елифановке, о князе Андрее Боголюбском и основании села Любец, о Шириной горе и князьях Ковровых – обо всем этом впервые поведал в печати В.П. Туторский. Его можно считать одним из зачинателей ковровского краеведения. На статью В.П. Туторского ссылались и в официальных изданиях, например, в капитальном труде «Городские поселения в Российской империи», изданном в Петербурге в 1860 г., и в научных исследованиях, например, в известной работе А.В. Экземплярского «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период». Отец Василий в октябре 1878 г. был переведен в Покровскую же церковь села Кляземский Городок, где и скончался 1 марта 1884 г.

image34443Вскоре церковь села Якимова оказалась приписанной к Преображенскому храму погоста Венец. Причт с. Венца обслуживал и якимовских прихожан. В 1882 г. нового священника Ефима Михайловича Белороссова назначили было в Якимово, но потом перевели все в тот же Преображенский храм на Венце, и вплоть до начала нынешнего столетия Покровская церковь в селе Якимове оставалась приписной. В 1915 г., наконец, там появился самостоятельный священник – Аркадий Невский. Но, прослужив в Якимове меньше года, молодой батюшка поступил в Московскую духовную академию и, по этой причине, был уволен «за штат» Владимир-ской епархии.

Хотя Якимово и звалось всегда селом, но, по сути, это был такой же погост, как Венец или Нередичи. В 1836 г. население Якимова состояло из десяти, а в 1857 г. – из семнадцати человек в трех дворах. Фактически, обитателями села Якимова оставались семьи церковнослужителей. Поэтому, когда церковь в Якимове стала приписной, то и население этого бывшего села сократилось до минимума. К 1904 г. оно состояло из четырех человек в двух дворах, да неподалеку еще обосновался лесник «Товарищества льнопрядильных и конопляных фабрик коммерции советника Василия Федоровича Демидова», охранявший купленные этой фирмой леса и угодья.

Из исконных Якимовских деревень – Гужихи, Княжской и Ширилихи несколько большей по числу душ крестьянского населения была Ширилиха (в 1857 г. в ней проживало 139 человек). В Гужихе и Княжской в том же году значилось, соответственно, 62 и 87 обоего пола душ крестьян. В прежние времена крестьяне этих деревень выращивали на продажу в большом количестве различные овощи, а также клубнику. Но к началу XX века, как и многие другие селения, эти деревни стали оскудевать людьми. Все большее число крестьян уходило искать счастья на стороне – на фабрике, или пытались в мелкой торговлишке сколотить капитал и выбиться в люди. В Гужихе, Княжской и Ширилихе к 1904 г. значилось населения, соответственно: 26, 61 и 58 человек. Эти деревеньки обитаемы и сегодня, но по сравнению с днем нынешним, даже время упадка начала XX столетия кажется для них «золотым веком».

Кроме трех вышеупомянутых деревень, в приходе Покровской церкви села Якимова состояли еще три деревни: Берчаково, Верейки и image34444Шаблино. Они, в отличие от удельных селений, были помещичьими. Еще в грамоте 1667 г. упоминается «вотчина Ивана Андреева сына Грекова сельца Вереек приказной человек Иван Семенов, да крестьянин Нефед Семенов сын Свиньин». Помещики Грековы оставались землевладельцами в окрестностях села Якимово вплоть до XIX столетия. В середине этого века деревня Верейки значилась за ротмистром Петром Алексеевичем Шубиным и его женой Анной Михайловной. В 1866 г. им принадлежало всего более 1780 десятин земли, часть которой выкупили верейские крестьяне, а остальные 804 десятины и в 1897 г. принадлежали внучке помещиков Шубиных – Александре Николаевне. Она жила не в Верейках, а в другом своем имении – селе Сергеево Шуйского уезда. Сегодня Верейки и Ширилиха на карте обозначаются под общим названием «Ширилиха».

Деревни Шаблино сегодня уже не отыскать. Находилась она в расстоянии чуть более 2-х километров к северо-востоку от Якимово. В 1837 г. там жили 199, к 1904 г. – лишь 36 человек, а теперь на месте прежней деревне – лишь небольшое поле, окруженное лесом. Одна лишь отмеченная на карте пристань «Шаблино» на реке Клязьме напоминает о некогда существовавшей деревне. Деревня Берчаково когда-то принадлежала сразу трем помещикам, а сегодня там и трех домов не наберется.

Не пощадили времена и люди храм села Якимово. Еще лет 35 назад можно было видеть церковные купола, увенчанные крестами, как бы плывущие над близко подступившими деревьями. Сегодня – ни крестов, ни куполов. Даже среди разрушенных и опустошенных церквей руины якимовского храма выглядят страшнее других. Настолько там все разломано и изувечено. Какие-то изуверы приспособили внутренность бывшей церкви под … туалет, а на старых могилах составили из бревен что-то вроде лавочек, употребляя старую надгробную плиту вместо стола. По вечерам старые изуродованные стены, составлявшие когда-то храм (подумать только – Покрова Пресвятой Богородицы!), слышат от компании, собирающейся вокруг костерка, отнюдь не псалмопение и не слова молитв. И хотя села Якимово уже нет, само его название служит напоминанием о прошлом, о нашей истории, которой мы не должны и не можем забывать.

Автор: Николай Фролов

На иллюстрациях:
01. Воевода войска князя Пожарского
02. Князь Семен Романович Пожарский
03. Покровский храм погоста Якимово
04. Петр Алексеевич Шубин, помещик деревни Верейки в приходе погоста Якимово