Отдавший жизнь за родину и веру. Стародубский князь Федор Иванович Благоверный

Благоверный — с таким прозванием навсегда остался в отечественной истории князь Федор Иванович Стародубский, для которого защита родной земли, своих соплеменников и православной веры оказалась дороже жизни. В первой неделе июля отмечается память святого Федора Благоверного — праправнука великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода Большое Гнездо, убитого в Орде по приказу хана Узбека в 1330 году. Трагическая судьба этого человека до сих пор волнует умы его потомков и таит немало загадок. А отгадать их многие пытаются в старинном селе Алексино, которое в прошлом состояло в Ковровском уезде, а ныне — в Савинском районе Ивановской области.

image05-09-2013-24В 1238 году, сразу после кровавого и опустошительного нашествия на Русь орды Батыя, великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, утвердил выделение Стародубского удельного княжества, которое передал своему младшему брату князю Ивану. Иван Всеволодович стал родоначальником династии князей Стародубских. Его правнуком и был князь Федор Иванович, возглавивший Стародубскую державу в 1315 году после кончины своего отца Ивана Михайловича. Точная дата рождения князя Федора неизвестна. Историки считают, что он появился на свет в конце 1280-х годов, и стал правящим князем менее чем в 30-летнем возрасте.

Стародубское княжество к тому времени представляло собой самостоятельное небольшое государство, территория которого находилась в пределах более чем десятка нынешних районов Владимирской и Ивановской областей. Его столицей был город Стародуб на Клязьме — сегодня это село Клязьминский городок Ковровского района. Правителям Стародуба приходилось все время балансировать между сильными соседями — Суздальско-Нижегородским, Московским и Тверским княжествами. При этом первым четырем стародубским князьям удалось избежать дробления своих владений на еще более мелкие уделы.

Подробностей о жизни Федора Стародубского сохранилось ничтожно мало. Известно, что он имел второе имя — Ярослав, данное в память о Ярославе Всеволодовиче, «крестном отце» Стародубского княжества. Кстати, сам отец Александра Невского также имел два тех же имени — православное Федор и языческое Ярослав. Федор-Ярослав Стародубский был женат, но ни имени, ни происхождения его супруги мы не знаем. Скорее всего, это была дочь одного из князей-современников из династии Рюриковичей. От этого брака у Федора Ивановича родилось трое сыновей. Скорее всего, были и дочери, но их имена тоже остались «покрыты мраком неизвестности», как говаривали в старину.

image05-09-2013-25После Батыева разорения и установления на Руси ненавистного ига, все русские князья должны были испрашивать ярлыки на свои родовые земли у монгольских ханов. Для этого приходилось совершать дальние и смертельно опасные путешествия в далекую Орду. Не раз ездил туда и Федор Стародубский. До поры ему удавалось возвращаться домой живым-невредимым. Князь Федор, как мог, пытался оградить своих подданных от монгольского произвола. Он сам рассчитывался с ханскими баскаками, выплачивая положенную дань. При этом князь старался с крестьян и горожан семь шкур в угоду степнякам не драть, под различными предлогами пытаясь уменьшить сумму обязательных платежей.

Не менее ревностно правитель Стародуба оберегал независимость своих владений от алчных соседей-князей, которым занимавшее стратегически важное положение между постоянно враждовавшими между собой Москвой и Нижним Новгородом Стародубское княжество было желанным союзником и, одновременно, смертельно опасным врагом. Стародубская крепость контролировала и фактически запирала важнейший водный путь по реке Клязьме. Поэтому попытки привлечь стародубского князя на свою сторону чередовались с попытками его запугать.

Однако Федор Иванович, потомственный воин, был не робкого десятка. Он на равных держал себя с гораздо более сильными князьями. И ни разу ни Москва, ни Нижний, ни Тверь так и не решились напасть на Стародубское княжество, хотя междоусобицы в то время на Руси были обыденным делом.

К 1330 году отношения между московским князем Иваном Калитой — дедом Дмитрия Донского и правившем в Нижнем Новгороде и Суздале князем Александром Васильевичем — потомком брата Александра Невского князя Андрея Ярославича, в очередной раз серьезно обострились. Накануне в 1328 году князь Александр сумел существенно потеснить набиравшего силу московского соперника. Он смог добиться признания за ним прав не только на родовые Нижний Новгород и Суздаль, но и на Городец на Волге, Гороховец и даже на сам город Владимир — столицу великого княжества Владимирского. Получивший титул великого князя Александр Васильевич настолько возгордился, что совершил неслыханный для того времени поступок. Он снял самый большой колокол (его называли вечевым) со звонницы Успенского собора во Владимире и перевез его в Суздаль. Правда, на новом месте владимирский колокол почему-то не стал звонить, и князю пришлось вернуть его владимирцам.

Иван Калита делал все для того, чтобы привлечь Федора Стародубского на свою сторону. В этом случае Владимир оказывался между двух огней — Москвой и Стародубом, отрезанным от прямого пути на Нижний Новгород. Да и Суздаль терял важные коммуникации с Поволжьем. Но Федор Иванович, будучи верен своим принципам, не хотел участвовать в междоусобной войне. И тогда на стародубского правителя в Орду был отправлен донос. Зная, что князь пытается уменьшить, как теперь бы мы сказали, налоговое бремя своих подданных, Федора Стародубского обвинили в том, что он утаивает собираемое им серебро, обкрадывая монгольского хана. Правивший тогда в Орде жестокий хан Узбек (его полное имя Султан Мухаммед Узбек) немедленно вызвал Федора Ивановичу в свою ставку Сарай-Бату — недалеко от нынешней Астрахани.

image05-09-2013-46Князь Федор понимал, что, скорее всего, едет на смерть. Но попытка скрыться, привела бы к отправке карательной экспедиции степняков в Стародуб, а спасать свою жизнь ценой тысяч других потомок Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого не пожелал. В Сарай-Бату Узбек приговорил Федора Стародубского к мучительной казни. Принявший ислам и сделавший его официальной религией монгольского государства хан предложил Федору Ивановичу отречься от православной веры, обещая в этом случае жизнь и свою милость. Однако тот категорически отказался. Монгольские воины зверски убили стародубского князя, разрубив его тело на куски и выбросив в степь на растерзание хищникам и птицам.

Но останки оказались нетронуты зверьем, а птицы не подлетали близко. Узнав, что тело русского князя не подверглось и тлению, Узбек разрешил отправить прах Федора Стародубского на родину. Мученическая кончина image05-09-2013-47Федора Ивановича стала известной по всей Руси. Тогда ему посмертно и дали прозвание Благоверный. Дубовая колода с останками мученика была захоронена в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексино, которое тогда входило в состав Стародубского княжества. Некоторые историки даже считают, что в XIV веке это было не село, а город Алексин-Стародубский.

По легенде, когда перед погребением гроб-колоду открыли в Алексине, то разрубленное тело князя чудесным образом срослось и по-прежнему оставалось нетленным. Сын Федора Благоверного князь Андрей позже отомстил за смерть отца, командуя полком правой руки на image05-09-2013-48Куликовом поле. Прямыми потомками Федора Стародубского были известнейшие исторические деятели России — спаситель Отечества князь Дмитрий Михайлович Пожарский и правитель России князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский.

image05-09-2013-19

Память о Федоре Благоверном пережила века. Даже в XVIII столетии в царствование преемников Петра Великого, в Алексине, уже не городе, а просто большом торговом селе, богомольцы год от года совершали паломничество на могилу Благоверного князя. В Богородицкой церкви, где находилась гробница, записывались случаи исцелений и иных чудес на гробе стародубского чудотворца. Со временем перечень таких примеров стал весьма внушительным. Начиная с помещиков и купцов и кончая простыми крестьянами, народ получал помощь, обращаясь с молитвой к князю, принявшему мученическую кончину за веру.

Алексино вплоть до начала XX столетия оставалось значительным селением и волостным центром вначале Суздальского, а потом — Ковровского уезда. При Екатерине II Алексино стало столицей офенского промысла. «Странствующие рыцари наживы», как называли коробейников, даже разработали свой корпоративный язык, непохожий ни на один из существующих.
image05-09-2013-49

Любопытно, что ныне жаргонные слова «лох», «клево» и ряд других, употребляемых и поныне, пришли к нам из офенского диалекта. А святой Федор Благоверный, спустя более четырех столетий после своей гибели, вдруг стал покровителем для коробейников, торговавших по всей России.

image05-09-2013-21В 1802 году Алексино опустошил сильный пожар. Тогда сгорели сельские храмы, в том числе и Богородице-Рождественская церковь. Но гробница князя сохранилась. Когда в 1813 году над ней был воздвигнут новый величественный каменный храм в то же наименование, вокруг места, где в подземелье под церковным полом находилась усыпальница Федора Стародубского, устроили резную деревянную решетку, а паломничество богомольцев туда продолжалось. Даже после того, как в 1920-е годы алексинские храмы оказались закрытыми и разграбленными, мощи Федора Стародубского, спрятанные глубоко в церковных катакомбах, уцелели. Они остаются там до сих пор.

Сегодня когда-то многолюдное Алексино почти запустело. Постоянных жителей там нет и с полсотни. Но они хорошо помнят о Федоре Благоверном image05-09-2013-22— небесном заступнике их села и всей округи. Недавно заезжие историки попытались найти гробницу стародубского князя. Сохранились старинные описания, в каком примерно месте она должна находиться. Но поиски ни к чему не привели. Вероятно, какая-то важная деталь месторасположения гробницы намеренно была опущена, чтобы уберечь усыпальницу от поругания и праздного любопытства.

Жизнь последних алексинцев идет размеренно и неторопливо, как и у их предков прошлых столетий. Там сгребают сено деревянными граблями, и украшают затейливой резьбой оконные наличники. Среди стоящих в запустении храмов то и дело находят старые медные иконки и монеты былых веков. Кажется, что местные старожилы знают, где именно скрыта гробница Федора Благоверного, но никому из чужаков не открывают этого секрета, передаваемого из поколения в поколение.

image05-09-2013-23— Пока его святые мощи почивают под спудом, — до тех пор будет жить наше Алексино, да вся округа любые невзгоды пересилит, — чуть улыбаясь, сказала одна из алексинских старушек. — Так пусть и лежат, где положены…

Покидая старинное село, поневоле вспоминаешь нашумевшую историю с гробницей Тамерлана, после вскрытия которой началась Великая Отечественная, и соглашаешься в душе с хранителями алексинских тайн и традиций: и в самом деле, пусть и дальше скрывается от нас грешных святой благоверный князь в своем тайном убежище, храня веру и тайну…

Автор: Николай Фролов

На иллюстрациях:
01. Сражение русских с монголами. Современная реконструкция
02, 03. Убиение русских князей в Орде. Рисунки и гравюры разных лет. Одна из них вполне могла бы изображать гибель Федора Благоверного
04. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексино, где находилась гробница Федора Стародубского
05, 06. Князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский и князь Дмитрий Михайлович Пожарский — прямые потомки Федора Благоверного
07. Дорога в Алексино
08. Богородицкий храм сегодня
09. Херувим на сводах алексинского храма знает разгадку тайны княжеской гробницы. Но молчит…
10. Фрагмент белокаменной плиты старинной гробницы, найденный в Алексино. Возможно, такой была и усыпальница Феодора Благоверного