С двигателем Богомолова и тарантас полетит!

Деревенька Тараканово находилась в центре Алексинской волости Ковровского уезда, которая издавна славилась различными ремеслами. Таракановцы image05-09-2013-30специализировались на изготовлении экипажей — бричек, тарантасов, линеек, колясок и прочего гужевого транспорта. Пахнущие свежим деревом и лаком эти прообразы нынешних авто расходились по всей Владимирской губернии, принося неплохой доход мастерам из крестьян. Секреты тарантасного промысла передавались в Тараканово из поколения в поколение. Среди тех, image05-09-2013-31кто мечтал посвятить своего сына в добытые путем многолетней практики приемы выделки надежных, но легких кузовов был и Николай Богомолов из старинного местного рода. Богомоловых в Тараканово насчитывалось едва ли не полдеревни. Однако в августе 1919-го, когда мастер ожидал рождения наследника, в России вовсю бушевала Гражданская война…

Правда, Тараканово оказалось в стороне от братоубийственных сражений. Несмотря на то, что Советская власть к тому времени была установлена на территории всей Владимирской губернии, сына Богомоловых по старинке окрестили в приходском храме в честь святых Иоакима и Анны села Алексино и нарекли в честь святого сербского короля Владислава. Слава Богомолов, еще обучаясь в местной деревенской школе, освоил-таки мастерство выделки тарантасов, но на смену конным повозкам уже шли первые
image05-09-2013-43грузовики и трактора. Когда в окрестностях Тараканово появился первый «Фордзон» — трактор американской компании «Форд», который по лицензии выпускал питерский «Красный Путиловец», мальчик зачаровано смотрел на такое чудо техники, а потом, когда «железные кони» стали уже более привычной реальностью, пропадал часами у колхозных механиков и в итоге изучил двигатель в совершенстве. Тогда этот движок казался Славе верхом совершенства…

После окончания деревенской школы смекалистый паренек отправился продолжать учебу в сельскую десятилетку. Однажды над алексинскими полями пролетел самолет. Мальчишки зачарованно следили за крылатой птицей. С тех пор Владислав «заболел» авиацией. В 18-летнем возрасте, в печально памятном 1937-м, крестьянский сын Богомолов стал студентом Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Учеба в одном из ведущих столичных вузов давалась ему легко. Близился заветный день, когда студент Богомолов должен был получить диплом инженера. Но началась война…

Как специалиста с незаконченным высшим образованием Владислава Богомолова назначили на авиазавод в Химки, а потом направили в Новосибирск, где было налажено массовое производство военных самолетов.
image05-09-2013-44Так в суровые военные годы потенциальный инженер Богомолов состоялся в качестве конструктора-«двигателиста». Во многом именно наличие мощного и надежного двигателя определяло боевые качества военного самолета. Диплом инженера Владислав получил только в 1946-м — после Победы. По распределению Богомолов был назначен в конструкторское бюро Алексея Исаева, где в качестве ведущего конструктора создал жидкостный ракетный ускоритель для первых советских реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14. Эти самолеты, принятые на вооружение в 1950-е годы, стали основой стратегической авиации СССР.

С 1952-го В. Богомолов стал заместителем главного конструктора ОКБ-2 в подмосковном Калининграде, которому было поручено создание двигателей для новых советских зенитных ракет. Именно Владислав Николаевич отвечал за разработку двигателей для ракет КБ Грушина. В результате на свет появились ЗРК «Нева» и «Десна», которые не раз неприятно удивляли американцев и других потенциальных противников.

Именно С-75 «Двина» 1 мая 1960 года сбила американский самолет-шпион U-2 «Локхид» на высоте 21 километра в районе Свердловска. Летчик капитан Френсис Пауэрс попал в плен. А 27 октября 1962 года ракетчики уже при помощи «Десны» уничтожили второй после Пауэрса американский разведывательный самолет U-2, который фотографировал позиции советских войск в районе кубинского города Банес. Пилот майор Рудольф Андерсен погиб. Позже в июле 1965-го дивизион советских ракетчиков во Вьетнаме, используя ту же «Десну» за один день сбил сразу 3 новейших американских истребителя «Фантом» — это стало настоящим шоком для командования ВВС США.

Однако один из «отцов» грозных советских ракет к тому времени занимался совсем иным, куда более сложным делом. Еще в 1950-е генеральный конструктор image05-09-2013-45Сергей Королев — легендарный основоположник практической космонавтики, уговорил А. Исаева и В. Богомолова заняться созданием двигательных установок для космических аппаратов. Владислав Николаевич возглавил «космическое» направление ОКБ-2. В частности, под его руководством в кратчайший срок была создана тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток», причем при минимальных габаритах и весе. Говорят, что С. Королев, зная о «тарантасном» прошлом предков своего соратника, в шутку говаривал: «С двигателем Богомолова и тарантас полетит!»

Вскоре после полета Юрия Гагарина в июне 1961 года В. Богомолову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда — «за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос». Впрочем, этот указ Президиума Верховного Совета СССР на долгие годы остался секретным. В 1971 году доктор технических наук профессор Владислав Богомолов возглавил КБ Химического машиностроения (так в целях секретности с 1967-го стало называться ОКБ-2). Собирательный образ Богомолова и Исаева был выведен в известном фильме «Укрощение огня» в роли Огнева, которую отменно сыграл будущий народный артист Игорь Горбачев.

image05-09-2013-26Под руководством и при непосредственном участии В. Богомолова были созданы десятки двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги для всех направлений советской ракетной и космической техники. «Изделия» «фирмы Богомолова» с успехом использовались в авиации, в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях. Это космические аппараты серий «Восток», «Восход», «Марс», «Венера», «Луна», «Зонд», «Союз», «Молния», «Космос», а также целые семейства отечественных баллистических и крылатых ракет.
image05-09-2013-27Помимо звания Героя, главный конструктор Богомолов был отмечен множеством других высоких наград — тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя десятками медалей. Владиславу Николаевичу было присвоено звание
image05-09-2013-28заслуженного деятеля науки и техники РФ, он стал лауреатом Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. «Талантливый инженер и конструктор с замечательными человеческими качествами, снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников предприятия и многих, кому посчастливилось общаться с ним», — так говорили современники и сослуживцы про нашего земляка.

image05-09-2013-29В. Богомолов скончался в 1997-м в возрасте 77-ми лет в городе Королеве (так был переименован бывший Калининград). Вплоть до 1992-го года он оставался в строю и продолжал работать. В Королеве в честь Героя названа одна из улиц, еще при жизни Владислав Николаевич стал почетным гражданином этого города. А на старом сельском кладбище села Алексино до сих пор целы многочисленные памятники с фамилией Богомоловых — предков творца «сердца» гагаринского «Востока».

Автор: Николай Фролов

На фото:
01. Село Алексино. Справа — Иоакиманская церковь, в которой был крещен будущий создатель двигателей космических ракет
02. Иван Богомолов — дядя будущего главного конструктора, первый тарантасный мастер в Тараканово
03. Деревенская школа в Тараканово, где учился Слава Богомолов
04. Реактивный бомбардировщик Ил-28 с жидкостным ракетным ускорителем Богомолова
05. Космический корабль «Восток-2» над Москвой
06. Один из четырехкамерных жидкостных ракетных двигателей КБ Богомолова
07. Гвардейский крейсер «Варяг», вооруженный ракетами с двигателями КБ «Химмаш»
08. Главный конструктор Владислав Богомолов
09. Могила В.Н. Богомолова