В трех километрах от Нижегородского Кремля на крутом высоком волжском берегу находится белокаменный, изукрашенный, словно игрушка, нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь, уже давно находящийся в городской черте «столицы Поволжья». Основателем этой обители считается святитель Дионисий Суздальский — сначала архимандрит, потом — архиепископ Нижегородский и Суздальский и, наконец, митрополит Киевский и всея Руси, родившийся при жизни младшего сына Александра Невского великого князя Андрея Городецкого, а умерший уже после Куликовской битвы. Одним из учеников владыки Дионисия является святой Евфимий — основатель Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря.
Святой Дионисий начинал свою духовную карьеру в Киевском Печерском монастыре, нынешней лавре, почему и новый монастырь на волжском берегу назвал тоже Печерским. С течением времени Нижегородская Печерская обитель стала одним из церковных и культурных центров всей Нижегородской округи. С течением веков там сформировался уникальный архив, тем более ценный, что во время трагических событий Великой Смуты начала XVII столетия, в значительной степени были разорены и выгорели столичные анналы.
Сегодня наместником Вознесенского Печерского монастыря является архимандрит Тихон (Затекин) — известный церковный историк, в недавнем прошлом благочинный монастырей Нижегородской епархии, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, член епархиального совета, устроитель нескольких музеев, церковный писатель и краевед. Он — автор и издатель многочисленных трудов по церковной истории. Именно архимандрит Тихон недавно ввел в оборот ценный средневековый источник — Синодик Вознесенского Печерского монастыря, начатый в 1595 году в конце царствования последнего государя из династии Рюриковичей царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного.
Монастырский синодик — это рукописная книга с перечислением имен умерших, вписанных четким каллиграфическим почерком черными чернилами и ярко-красной киноварью — последней выведены заголовки и прописные (большие) буквы. Синодик предназначен для поминовения усопших во время богослужения. Среди многих семейств, записанных туда, в том числе княжеских и дворянских родов, включая такие, как Нарышкины, Головины, Матюшкины, Строгановы и Шереметевы, значится и «Род Тихона Танеева».
Этот Танеев — ни кто иной, как Тихон Дементьевич Танеев, жилец (городовой дворянин) по городу Владимиру в 1620-е годы, а потом с середины 1630-х до второй половины 1660-х гг. служивший при царском дворе в Москве. Именно он владел селом Маринино тогда Владимирского уезда (теперь Ковровского района), пожалованным его отцу в 1608 году царем Василием Ивановичем Шуйским за отвагу во время обороны Москвы от поляков и их пособников. В Маринино в танеевской усадьбе ныне устроен музей. Т. Д. Танеев — прямой предок в VII поколении известного композитора Сергея Ивановича Танеева. Очевидно, что Тихон Танеев, второй владелец Маринино, еще будучи совсем молодым человеком, сделал достаточно крупный вклад в Нижегородский Печерский монастырь на помин души своих предков. Известно также, что Танеевым принадлежало помимо владимирских вотчин богатое имение в Нижегородском крае за Арзамасом село Кобылино (Архангельское) — им владели еще дед и отец композитора. Поэтому неудивительно, что Тихон Танеев сделал вклад в монастырь именно в Нижнем Новгороде.
Однако любой синодик — это всего лишь перечисление имен без указания степени родства. Записанный на двух с лишним страницах Синодика 1595 года «Род Тихона Танеева» содержит целых 55 имен — мужских и женских. И сразу разобраться в том, о ком там идет речь, очень непросто. Для того чтобы расшифровать этот чудом сохранившийся до наших дней документ 420-летней давности необходимо использовать другие исторические источники прошлых веков. И в первую очередь родословие Танеевых, составленное во второй половине XVIII столетия и хранящийся в Российском государственном архиве древних актов в Москве.
В результате удалось проследить цепочку предков Тихона Танеева на протяжении шести поколений. Самым первым в Синодике 1595 года записан инок Пров (Танеев). В миру он звался Василий Васильевич Танеев, жил в конце XV – первой трети XVI столетий, и считается родоначальником этой фамилии. По официальной версии первый Танеев происходил из польской шляхты, хотя, скорее всего, на самом деле являлся потомком крещеных татар, возможно, из числа мелких татарских князей. Не случайно позже Танеевы владели имениями не только на левобережье Волги, но и под Казанью — там их поместья сохранялись вплоть до середины XVIII столетия.
Что же касается иночества, то обычай принимать иноческий постриг незадолго до кончины был достаточно широко распространен на Руси в старину. Там же рядом упоминается и инокиня Мамелфа, в миру — супруга В.В. Танеева.
Далее идут имена Максима и Марии Танеевых — это сын Василия Танеева и его жена, ровесники XVI века. Затем упомянут Флор — это известный по родословной Фрол Максимович Танеев, который, в свой черед, был уже ровесником будущего царя Ивана Грозного. Далее в Синодике значится некий инок Нифонт. Это тоже принявший монашеский постриг со сменой имени перед незадолго до смерти Никифор Фролович Танеев, по прозванию Кижман (это слово означало «пазуха»), служивший стольником при дворе Ивана IV и упоминаемый в начале 1570-х гг. Рядом в Синодике записано имя инокини «Оустинии» — это жена стольника Никифора Ульяна Танеева. Потом идет «Домитиан» и Марфа — это родители вкладчика в Вознесенский Печерский монастырь Тихона Танеева Дементий Никифорович Танеев и его жена. Д. Н. Танеев служил сыном боярским по Суздалю и Владимиру, участвовал в боевых действиях во время Смутного времени, причем несколько лет занимал пост воеводы в Юрьеве-Польском. Рядом прописаны Варлаам и Настасья. Это не кто иной, как родной брат Дементия и дядя Тихона суздальский сын боярский Варлаам Никифорович Танеев, имевший поместный оклад 650 четвертей, член Земского собора 1613 года, на котором был избран первый царь из династии Романовых Михаил Федорович.
Монастырский синодик содержит немало ценных деталей, которых нет в других источниках по истории рода Танеевых. Так, например, ни в одном танеевском родословии не упоминаются брат Тихона Танеева Михаил, а также их племянники дети Варлаама Никифоровича Феодора, Андрей, Агриппина и Семен.
Но если с прямыми предками композитора С.И. Танеева все более-менее ясно, то с представителями двух других ветвей Танеевых, которые пошли от братьев Максима Васильевича Танеева, разобраться намного сложнее, если пока вообще возможно. Например, таких имен, как Лазарь, Порфирий, Онофрий или Козьма Танеевых нет ни в одной опубликованной родословной росписи, включая опубликованную в США в Нью-Йорке в 1956 году с использованием частных архивов русской эмиграции (последний представитель старшей ветви Танеевых бывший церемонийместер императорского двора и военный разведчик Сергей Александрович Танеев жил именно в Нью-Йорке и скончался сравнительно недавно в 1971-м). Возможно, дополнительные сведения на эту загадку смогут пролить документы столичных архивов и Государственного архива Нижегородской области, где имеется личный фонд Танеевых.
Теперь записи средневекового монастырского синодика изучают сотрудники Историко-краеведческого музея Ковровского района, филиалом которого является музей-усадьба Танеевых в Маринино. Очевидно, впереди — новые находки, благодаря которым об известной в отечественной истории фамилии, тесно связанной с нашим краем, мы сможем узнать еще больше.
На иллюстрациях:
- Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь
- Святитель Дионисий Суздальский
- Архимандрит Тихон (Затекин) во время занятий в архиве
- Родовой герб Танеевых
- Фрагмент монастырского синодика, начатого в 1595 году, с записью о роде Тихона Танеева
- Усадьба Танеевых в Маринино
- Усадьба Танеевых в Кобылино
- Дед композитора Илья Михайлович Танеев, помещик Маринино и Кобылино