Во главе кузницы кадров советского подводного флота

Во главе кузницы кадров советского подводного флотаВ январе 1899 году в деревне Подраменово в северной части Ковровского уезда в семье крестьянина Василия Максимова родился мальчик, которого назвали Петром — в честь отмечаемой в день его рождения памяти святителя Петра, епископа Севастийского. Петя окончил земскую школу и стал помогать отцу по хозяйству. На Первую мировую его призвать не успели, а потом грянула революция.

В 1919 году 20-летнего крестьянского паренька призвали в Красную Армию. Во главе кузницы кадров советского подводного флотаКрасноармеец Максимов сражался против Белой армии генерала Деникина в составе 60-й дивизии 11-й армии. В 1921 году Максимов окончил командные пехотные курсы и был назначен командиром взвода отдельной флотской роты на Каспии. А затем в 1922 году молодого пехотного командира назначили вахтенным начальником только что прошедшей капитальный ремонт канонерской лодки «Красный Азербайджан» (бывший «Ардаган») Морских сил Каспийского моря — тогда это был один из сильнейших кораблей на Каспии. Так пехотинец в одночасье стал моряком. На канонерке он служил до 1926 года. Затем была учеба в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде, после окончания которой Максимов служил командиром роты Артиллерийской школы Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота, а потом дежурным флотской Службы наблюдения и связи.

Во главе кузницы кадров советского подводного флотаВ 1931 году Максимов окончил специальные курсы командного состава подводного плавания и стал командиром-подводником.  Его первой подводной лодкой в 1931 году стала субмарина «Батрак» типа «Барс», где он проходил практику. Во время Первой мировой войны эта лодка, именовавшаяся тогда «Волк», потопила  четыре немецких транспорта. В следующем году Максимова перевели помощником командира на подводную лодку Л-3 «Фрунзовец» — новейшую по тем временам минно-торпедную дизель-электрическую субмарину, которая достраивалась на Балтийском заводе. Однако уже в начале 1933 года Петра Максимова перевели помощником командира на подводную лодку «Товарищ» (бывший «Тур» — тоже типа «Барс»). Эта подлодка входила в состав учебного дивизиона подводных лодок Учебного отряда подводного плавания бригады подводных лодок Морских Сил Балтийского моря. Так нашему земляку впервые довелось самому стать наставником курсантов — будущих командиров-подводников. В 1934 году 35-летний Петр Максимов был назначен командиром подводной лодки Л-1 «Ленинец» Краснознаменного Балтийского флота — головного корабля II серии советских подводных лодок. Вскоре уже опытный командир-подводник Максимов стал командиром 13-го дивизиона подводных лодок типа «С» 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота, базировавшейся в Кронштадте.

Летом 1937 года из Кронштадта по Беломоро-Балтийскому каналу на Северный флот были переведены Во главе кузницы кадров советского подводного флота4 новейших подводных лодки типа «Щ» («Щука»), составившими там 2-й дивизион подводных лодок. Вместе с имевшимся на Севере 1-м дивизионом подводных лодок типа «Д» («Декабрист») дивизион «Щук» составил бригаду подводных лодок Северного флота. В мае 1938 года командиром этой бригады был назначен капитан 2-го ранга Петр Васильевич Максимов, награжденный перед тем орденом Ленина — высшей наградой страны. Под его руководством субмарины Северного флота постоянно совершали учебные плавания, отрабатывая решение различных боевых задач и осваивая потенциальный театр военных действий, несмотря на крайне сложные погодные условия.

Во главе кузницы кадров советского подводного флотаКарьере подводника Максимова, находившейся на взлете, был нанесен сильнейший удар трагическим происшествием 20 октября 1939 года. В этот день подводная лодка Щ-424 Северного флота, во время выхода в дозор в Кольском заливе Баренцева моря была протаранена рыболовным траулером РТ-43 «Рыбец» Мурманрыбфлота, возвращавшимся с промысла с уловом трески. По непостижимой беспечности, как военные, так и гражданские моряки, видели друг друга и понимали, что грозит столкновение, но лодка и траулер изменили курс, когда отворачивать было уже поздно. Траулер ударил «Щуку» в левый борт в районе рубки между 3-м и 4-м отсеками. Борьба за спасение корабля должным образом организована не была, и подводная лодка затонула. На ней погибли 32 члена экипажа, спаслись лишь те, кто был наверху и около рубки. Время тогда было суровое. Военный трибунал приговорил командира подлодки капитана 3-го ранга Шуйского и капитана траулера Дружинина к высшей мере наказания. Лишь ходатайства их сослуживцев-моряков, написавших лично Сталину и рисковавших при этом своими жизнями, способствовали тому, что приговор был изменен, и оба капитана отправились в сталинские лагеря сроком на десять лет. Комбриг Максимов тоже понес ответственность за ЧП в своей бригаде: его понизили в должности и в звании до капитана 3-го ранга. Петр Васильевич очень тяжело переживал случившееся. Именно эта трагическая история самым негативным образом повлияла на его здоровье и в итоге привела к безвременной кончине подводника.

Вскоре Максимова перевели обратно на Балтику, где стал командовать 19-м дивизионом новейших Во главе кузницы кадров советского подводного флотаподводных лодок типа «К» («Крейсер»). Накануне Великой Отечественной Петра Васильевича восстановили в звании капитана 2-го ранга. Он принимал участие в обороне Ленинграда, а затем командовал учебным дивизионом подводных лодок Северного флота, который базировался в Оленьей губе Кольского залива. Там Максимов подготовил для участия в боевых действиях пять новых подводных лодок и их экипажи, получив ордена Отечественной войны I степени и Красного Знамени. Ему было присвоено звание капитана 1-го ранга. Войну он заканчивал командиром отряда учебных кораблей Северного флота, а затем недолгое время занимал должность помощника начальника штаба Северного флота. С 1945 года капитан 1-го ранга Максимов возглавил школу подводного плавания при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова в Ленинграде. За успехи по службе ему был вручен второй орден Ленина. Кроме того, Петр Васильевич получил медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией».

Во главе кузницы кадров советского подводного флотаКапитан 1-го ранга Петр Васильевич Максимов скоропостижно скончался в Ленинграде 9 марта 1946 года всего лишь в 46-летнем возрасте. Слишком обостренно принимал он потерю товарищей, и у него не выдержало сердце. Подводник был похоронен на прежнем Волковском лютеранском кладбище в северной столице. Надгробие моряка сохранилось там до сих пор. Наверное, про П. В. Максимова правильнее будет сказать, что он не умер, а погиб, пусть и не в бою.

На иллюстрациях:

  1. Канонерская лодка «Красный Азербайджан» — первый корабль будущего подводника
  2. Подводная лодка «Батрак», бывшая «Волк» (крайняя слева)
  3. Подводная лодка «Товарищ»
  4. Подводная лодка Л-1 «Ленинец»
  5. Подводная лодка Щ-424
  6. Капитан 1-го ранга Петр Васильевич Максимов
  7. Надгробие П. В. Максимова на Волковом кладбище Санкт-Петербурга