Наверное, трудно представить, что в нашей Владимирской области, расположенной в самом центре России, до сих пор существуют деревни-призраки. И ни где-нибудь в мещерских болотах, а неподалеку от самой загруженной федеральной автотрассы России М7 Волга. Однако всего лишь за пару верст от шоссе попадаешь в почти непролазные вековые леса, где передвигаться можно только пешком. А зимой там и вовсе заповедное царство. В южной части Ковровского района, согласно официальным данным, существует небольшая деревенька Ченцы, где по переписи 2010 года числилось четыре постоянных жителя. На самом же деле там уже несколько лет никто не живет. Там осталось лишь три ветхих домика, один из которых уже стоит с разбитым окном и распахнутой дверью, причем в этой деревне нет электричества, как и сколько-нибудь ведущих туда нормальных дорог. Между тем Ченцы — интереснейшее место, бывшая усадьба семьи Беклемишевых — родни легендарного князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Беклемишевы и основали это селение, уже ставшее почти что призраков и от которого, спустя еще несколько лет, может остаться лишь зарастающее поле в лесу из вековых сосен, елей и берез.

На трассе М7 есть указатель «Ченцы», однако это не более чем направление через лес, причем сразу даже не поймешь, по какой из просек надо туда идти. Пару лет назад во время проведения геодезических работ при проектировании ВСМ «Москва – Казань» окрестности Ченцов исколесили «КАМАЗы» заезжих специалистов, поэтому дорогу до деревни им потом пришлось восстанавливать — подсыпать грунт. Однако «восстановили» так, что теперь там садятся на брюхо даже всепроходимые «Нивы». А зимой — ни тропки, ни колеи, одни лисьи и заячьи следы. Идти приходится по целине, что само по себе утомительно. Вскоре вековой лес сменяется молодой порослью, потом заваленную снегом «дорогу» обступают березы и, наконец, впереди просматривается поле, в центре которого виднеются крыши домиков в окружении старых деревьев. Кругом тишина до звона в ушах, лишь посвистывает ветер среди покосившихся заборов и ворот, в которые давно никто не ходит. Это и есть Ченцы!

Как удалось установить по архивным документам, между 1795 и 1811 годами ковровский помещик отставной поручик Николай Петрович Беклемишев переселил часть своих крепостных крестьян из отстоявшей оттуда в 4 верстах деревни Аферново Судогодского уезда в пустошь (ненаселенное земельное владение) Большие Ченцы. Там Беклемишев выстроил небольшую усадьбу, где и поселился. Новое селение стало именоваться как сельцо Ченцы. Скорее всего, переселение крестьян и строительство усадьбы имело место еще в конце 1790-х гг. Рядом с барской усадьбой были выстроены крестьянские домики, а на окраине нового селения выкопан пруд.

Основатель сельца Ченцы Н.П.Беклемишев являлся потомком старинного и знатного рода, основатель которого «муж честен» Лев Иванович якобы выехал на Русь из Пруссии. Однако историки считают, что истинным родоначальником Беклемишевых был Федор Елизарьевич Беклемиш, по родословцам — правнук Льва, служивший при сыне Дмитрия Донского великом князе Московском Василии I в первой четверти XV столетия. Прапраправнучка Федора Беклемиша Евфросинья Федоровна Беклемишева была замужем за князем Михаилом Федоровичем Пожарским и матерью знаменитого спасителя Отечества в пору Великой Смуты боярина и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Она была верховной боярыней московского двора при Борисе Годунове, умерла 7 апреля 1632 года и похоронена в Суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре.
Четвероюродный брат княгини Евфросиньи Пожарской сын боярский Григорий Тимофеевич Беклемишев, служивший при Иване Грозном, был предком в седьмом поколении помещика дореформенного Владимирского уезда поручика Якова Лукича Беклемишева, служившего в армии при императрице Анне Иоанновне. Его сын отставной прапорщик Петр Яковлевич Беклемишев жил в Аферново и был женат на дворянской дочери Ирине Петровне Трепиной. От этого брака родились сын Николай и дочь Анна.

Николай Петрович Беклимешев родился в 1770 году и службу начал в 1790-м подпрапорщиком во Владимирском гарнизонном батальоне, а потом продолжил ее в Московском гарнизонном батальоне и Нотебургском мушкетерском полку. Там он в 1798-м был произведен прапорщиком, а в 1800-м — подпоручиком. В ноябре 1801 года Беклемишев вышел в отставку. В 1803 году он был избран заседателем Вязниковского уездного суда (Ковровский уезд в 1797-1804 гг. не существовал), а в 1806 году тоже по выбору дворянства стал командиром батальона Владимирской милиции — ополчения, учрежденного в помощь регулярной армии, воевавшей против наполеоновской Франции и ее союзников. За службу в милиции Беклемишев получил золотую медаль для ношения в петлице на ленте ордена св. Владимира. В 1809-1812 гг. он занимал пост вязниковского уездного исправника (начальника местной полиции), а в 1812-м служил в 3-м пешем казачьем полку Владимирского ополчения. У Николая Петровича Беклемишева и его жены Надежды Тимофеевны известны два сына — Дмитрий и Петр и две дочери — Софья и Наталья. Это семейство и жительствовало в новой усадьбе.

К 1836 году в сельце Ченцы проживало 39 человек. В 1848 году Николай Петрович Беклемишев скончался от холеры, и имение унаследовали его сыновья юнкер Дмитрий Николаевич и отставной поручик Петр Николаевич Беклемишев. П.Н. Беклемишев после ухода из армии некоторое время служил и по гражданской части в чине коллежского секретаря. Он был женат на княжне Надежде Петровне Волконской. Овдовев, Беклимишев вступил во второй брак с Варварой Михайловной Анисимовой. От второго брака он имел сыновей Сергея и Владимира.
В 1857 году в сельце Чернцы помимо господской усадьбы значилось всего 4 двора, а население, не считая помещиков, состояло из 30 человек. В середине 1870-х гг. Беклемишевы, очевидно, покинули Ченцы. В 1877-м там проживало 20 человек в 4 крестьянских дворах. До отмены крепостного права местные крестьяне отрабатывали на неделе трехдневную барщину, а после реформы стали вносить ежегодно по 9 рублей серебром с хозяйства в счет выкупных платежей за землю, которую получили в размере около 50 десятин.

В начале 1860-х гг. Ченцы вошли в состав Великовской волости. В 1904 году в Ченцах насчитывалось 18 постоянных жителей и 4 крестьянских двора. После массового возвращения выходцев из сельской местности в свои села и деревни после Гражданской войны в Ченцах к 1923 году значилось население в 37 человек. В начале 1930-х гг. там был организован колхоз «Экскаватор», так как его шефом стал Ковровский экскаваторный завод, только что наладивший выпуск землеройных машин. Позже земли вокруг Ченцов входили в состав колхоза имени Куйбышева, а потом совхоза «Рассвет».
К 1961 году, благодаря близости к шоссе и железной дороге, в Ченцах оставалось 38 постоянных жителей в 12 дворах. Затем население деревни стало быстро сокращаться. В 1970-м там насчитывалось уже лишь 17 жителей и 9 дворов, в 1978-м — 12 жителей и 6 дворов. По данным переписи 2010 года в Ченцах значилось 4 постоянных жителя в 3 хозяйствах. Несколько лет назад часть старых домов в деревне уничтожил сильнейший пожар, напоминанием о котором до сих пор являются обгоревшие столбы и почерневшая кора деревьев. Заодно пожар уничтожил и опоры электролинии, которые уже не восстанавливались, и деревня оказалась обесточенной.

Во время разгула огненной стихии чудом уцелела огромная старая лиственница, по преданию посаженная Николаем Беклемишевым при основании сельца Ченцы. Сегодня это уникальное раскидистое ветвистое дерево примерно 15-метровой высоты, которое само по себе является ценным памятником истории и природы.
В юго-восточной части Ченцов сохранился копаный пруд прямоугольной формы в окружении берез. В последнее время его облюбовали бобры, и на характерные следы их зубов можно видеть на пеньках устроенного ими «лесоповала». Фактически именно бобры сегодня являются постоянными жителями бывшего «дворянского гнезда» Беклемишевых. Сегодня те места посещают лишь редкие охотники и грибники. Бывшее сельцо Ченцы — еще один грустный пример старой деревенской Руси с уникальными историческими и культурными традициями, которую мы во многом уже потеряли и продолжаем терять, причем безвозвратно.

На иллюстрациях:
1. «Дорогу» в Ченцы преграждает такой шлагбаум. Впрочем, там скорее лишь направление
2. Вся деревня — три дома с покосившимися заборами без электричества
3. И украшенный резьбой дом, где никто не живет
4. Пруд в Ченцах
5. Следы недавней «работы» бобров на берегу пруда
6. Это огромное дерево вблизи сплетением ветвей и сучьев напоминает какой-то сказочный баобаб
7. Герб семьи Беклемешевых, владельцев усадьбы в Ченцах 8. Сельцо Ченцы на карте середины XIX столетия. Юго-западнее обозначена деревня Аферново — тоже владение Беклемишевых, откуда они переселились в Ченцы. Сегодня Аферново не существует