Имя защитника Стародуба установили спустя 410 лет после гибели

Имя защитника Стародуба установили спустя 410 лет после гибели

Одним из древнейших городов Владимирского края был Стародуб на Клязьме — столица Стародубского княжества, основанный в 1152 году великим князем Киевским Юрием Долгоруким в качестве одной из пограничных крепостей на важном водном пути в Залеской земле. В XIII столетии Стародуб стал центром отдельного княжества, где правила династия потомков самого младшего сына Всеволода Большое Гнездо — князя Ивана Всеволодовича Стародубского. В качестве городского поселения — административного и экономического центра Стародуб просуществовал чуть более четырех с половиной столетий и был уничтожен во время Великой Смуты начала XVII века.

В феврале 1609 года стародубцы вместе с жителями восстали против самозванца Лжедмитрия II, прозванного «Тушинским вором», и поддерживавших его польских интервентов и изменников-ренегатов. В ответ из Суздаля, который тогда контролировали тушинцы, был послан карательный отряд из роты польских мушкетеров под командой пана Василия Жичевского, казаков под началом пана Мартына Собелского, а также служившие самозванцу суздальские стрельцы со своим командиром (головой) Петром Апухтиным. Это воинство было усилено артиллерией — несколькими легкими пушками, снятыми со стен тогдашней суздальской крепости. Стародуб же защищали лишь горожане и очень немногочисленные ратники с горсткой местных дворян.

6 марта 1609 года тушинские каратели после обстрела укреплений Стародуба из пушек и кровопролитного неравного боя город был захвачен, разграблен и сожжен. Об этом сохранилось донесение польскому гетману Яну Петру Сапеге, где указана точная дата и подробности боя. Однако если имена и фамилии командиров карателей были известны, то герои обороны Стародуба вплоть до сегодняшнего дня оставались неизвестными. И лишь недавно случайно удалось установить конкретику об одном из командиров обороны Стародуба. Им был профессиональный ратник дворянин и владимирский помещик Алексей Васильевич Чередов. Данные об этом содержатся в документе 1619 года, который ныне хранится в Государственном архиве древних актов в Москве. Однако этот раритет напрямую с историей Стародуба никак не связан, и выявить данные об А.В. Чередове удалось лишь путем анализа этой старой грамоты.

Имя защитника Стародуба установили спустя 410 лет после гибели

Алексей Чередов происходил из старинного, но незнатного и небогатого рода, корни которого были из городка Галича-Мерского (или Галича-Костромского). Его отец Василий Федорович служил на ратном поприще еще при Иване Грозном. Кто была мать Алексея Чередова — неизвестно. Овдовев, В.Ф. Чередов вступил во второй брак с Домной Афанасьевной Есиповой из именитой фамилии потомков бояр Великого Новгорода, перешедших на московскую службу. Мачеха, у которой своих детей не было, стала для Алексея второй матерью, и до самой его кончины заботилась о нем, в том числе, и после смерти его отца, передав пасынку часть своих земельных владений в приделах нынешнего Камешковского района (близ села Лаптево).

6 марта 1609 года Алексей Чередов погиб в бою с поляками и их союзниками при обороне Стародуба. Мачеха, приняв иноческий постриг с именем Дорофеи, по-видимому, в одном из московских женских монастырей, завещала все свое имение Боголюбовскому монастырю — на помин души пасынка и всех своих родных. Любопытно, что ее духовную (завещание) заверил лично Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, который был убит поляками в феврале 1612 года, а с мая 1611-го находился в заточении. В завещании Домны-Дорофеи Чередовой и содержится информация о гибели ее пасынка в бою 6 марта 1609 года.

Старица Дорофея (Чередова) скончалась в 1619 году. Ее душеприказчиком стал муж ее сестры Павел Иванович Матюшкин, занимавший в то время высокий пост дьяка Приказа Большого прихода при дворе первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Кроме того, П.И. Матюшкин являлся близким родственником государя: его сын Иван Павлович Матюшкин женился на Федосье Лукьяновне Стрешневой, родная сестра которой Евдокия Лукьяновна Стрешнева была матерью Михаила Романова.

То, что имя одного из последних защитников Стародуба удалось отыскать спустя целых 410 лет после его гибели — сам по себе факт почти удивительный. Даже когда ныне поисковики устанавливают личности неизвестных героев Великой Отечественной войны спустя почти 80 лет после ее окончания, это воспринимается как немалое достижение. А обрести имя, отчество и фамилию павшего в бою за город на Клязьме стародубского ратника после более чем четырехвекового забвения — настоящее чудо!

На иллюстрациях:

1. Город Стародуб-Кляземский

2. Защитники русского города в Смутное время