История портрета А.В. Суворова

24 ноября  2020 года наша страна празднует юбилейную дату со дня рождения великого русского полководца – Александра Васильевича Суворова – 290 лет.

В одной из экспозиций музея «Усадьба двух генералов» размещена подлинная европейская гравюра «Граф Суворов-Рымникский» оригинальное название – «Graf Souvorow – Riemniksky». Портрет выполнен австрийским гравером – Нейдлем Иоганном (Joh. Neidt ) с живописного портрета венского художника – Йозефа Крейцингера (Jos.Kreutzinqer) в 1799 году.

После блистательного Итальянского и Швейцарского походов 1799 года, Суворову было присвоено звание генералиссимуса. Слухи о громких победах проносились всюду. Каждый знатный гражданин Европы считал за честь иметь у себя в доме портрет русского фельдмаршала – освободителя. В течение всей жизни, из 60 сражений и боев, Александр Васильевич не проиграл ни одного.

Автор фундаментального исследования биографии  А.В. Суворова, В.Ф. Петрушевский приводит следующие факты современников  о победах полководца в Итальянском походе: «…Граф Семён Воронцов обратился к Суворову с просьбой — выслать свой профиль для награвирования и когда получил желаемое, то благодарил в выспренних выражениях, говоря, что ему, Воронцову, не дают покоя, все неотступно просят портрет, все жаждут иметь изображение героя. То же самое происходило почти по всей Европе. Известный корреспондент Екатерины II Гримм… пишет С. Р. Воронцову, что принужден постоянно принимать целые процессии желающих взглянуть на миниатюрный портрет Суворова, подаренный ему, Гримму, Суворовым после последней Польской войны, и теперь, вследствие непрекращающихся просьб, заказал с портрета гравюру. В России слава Суворова доведена была патриотическим чувством до апогея; он составлял гордость своего отечества…» (Петрушевский А. «Генералиссимус князь Суворов» 1884 г. С-Петербург, т.3, с.182-184).

Во время пребывания графа Суворова в Вене, император Франц II посылал к полководцу знаменитого придворного художника – Йозефа Крейцингера. Йозеф Крейцингер был учеником Венской Академии Изящных Искусств и специализировался на портретах. Так как русский полководец не любил позировать, да и к тому же временем свободным не располагал,  Йозеф был единственным, кому было доверено запечатлеть графа в 1799 году. Художнику удалось мастерски написать парадный живописный портрет Суворова, который тонко передает образ великого и скромного полководца.

В период 1799 – 1800гг.  с ростом популярности полководца, европейские граверы и художники едва успевали насытить колоссальный спрос заказчиков на портрет Суворова.  С живописного портрета Крейцингера мастера выполняли гравюры. Гравюра нашего музея выполнена Нейдль Иоганном. Австрийский гравер – Нейдль Иоганн долгое время находился под покровительством  графа Визера, благодаря которому мастер имел почет среди светского общества.  Нейдель с  высоким уровнем мастерства гравировал знаменитые личности с портретов известных живописцев. По мнению современников, его гравюра «Graf Souvorow – Riemniksky» очень точно передает русский характер волевого, самоотверженного, открытого и стремительного полководца.

Отточенную Австрийскую гравюру Суворова, выполненную Нейделем в XVIII веке, для соотечественников повторил и русский гравер  Розанов И., скрупулезно передав характер письма.

Сколько бы ни было создано портретов Суворова именитыми художниками и граверами различных эпох, невозможно передать всю широту необъятной души, сердца и характера великого русского полководца. Его уникальный дар вести сражения, никогда не сотрутся со страниц отечественной и зарубежной истории. Русский народ всегда будет гордиться, и помнить своего героя.