Корабли Российского Императорского флота на почтовых открытках начала XX столетия

В фондах музея Ковровского района хранится серия почтовых открыток с изображениями военных кораблей Российского Императорского флота. Серийные открытки с фотографий Н.Н. Апостоли были выпущены издательством Голике (типография Вильборга в Санкт-Петербурге) в период с 1902 по 1907 гг.

Николай Николаевич Апостоли (1861-1937) – офицер военно-морского флота, основоположник морской фотографии России. Без преувеличения можно сказать, что он сфотографировал почти весь Российский флот до 1907 года. Фотографии Николая Апостоли отличаются редкой выразительностью, необычайными ракурсами, четкостью и являются высокохудожественными произведениями.

Что же касается издательства и типографии, где были отпечатаны почтовые открытки с российскими кораблями, то их история также интересна. В 1902 году произошло объединение типолитографии статского и коммерции советника Романа Романовича Голике и фототипии и фотоцинкографии потомственного почетного гражданина Артура Ивановича Вильборга. 18 июня 1902 года Устав товарищества был подписан императором Николаем II, чем было утверждено “Товарищество на паях”. Таким образом, Р.Р. Голике и А.И. Вильборг сразу получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества.

Начав с выпуска афиш, рекламных плакатов и меню, постепенно “Товарищество” перешло на выпуск художественных альбомов и репродукций картин русских художников. Стали издаваться книги на высочайшем полиграфическом уровне, выходить подарочные фолианты, книги к знаменательным датам. Полиграфическая продукция “Товарищества Р. Голике и А. Вильборг” неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке “Искусство в книге и плакате” в Петербурге (1912).

“Товарищество Р. Голике и А. Вильборг” процветало вплоть до 1917 года, его называли “купелью Санкт-Петербургской школы книжной графики”. В 1918 году, после Октябрьской революции, Вильборг и Голике эмигрировали в Германию, а их “Товарищество” было национализировано. Тогда же предприятие получило название “15-я Государственная типография”, а с 1922 г. – “Типография им. Ивана Федорова”.

Представим Вашему вниманию три открытки из фондов музея Ковровского района с видами эскадренных броненосцев российского императорского флота. Эскадренные броненосцы типа “Пересвет” – серия эскадренных броненосцев Российского императорского флота, предназначенные, прежде всего, для крейсерных действий в океане. Помимо него, в серию входили «Ослябя» и «Победа». Строились они по дополнительной пятилетней программе 1898-1902 года для нужд Дальнего Востока.

Несомненным достоинством кораблей являлась хорошая мореходность. Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» имели большие, чем у предшествовавших им броненосцев типа «Полтава»дальность плавания, скорость и мореходность за счет ослабления вооружения и бронирования и по своей сути являлись башенной модификацией крейсера «Россия».

Первым 9 ноября 1895 года в старом деревянном эллинге Балтийского завода был заложен броненосец «Пересвет». Спуск его на воду произошел 7 мая 1898 года, а ввод в строй 6 августа 1901 года. В тот же день в большом каменном эллинге Нового Адмиралтейства состоялась закладка второго корабля серии – «Ослябя».  Спуск корабля на воду произошел 2 октября 1898 года, а ввод в строй 15 июня 1903 года. 18 мая 1898 года на Балтийском заводе началась постройка третьего корабля данного типа. Ему было присвоено имя «Победа».  Спуск на воду произошел 24 мая 1900 года, а ввод в строй 29 октября 1902 года.

Все три корабля участвовали в русско-японской войне и были потоплены. Причем два из них – «Пересвет» и «Победа» – были подняты японцами и введены в состав их флота. Броненосец «Пересвет» японцами был переименован в IJN Sagami (рус. “Сагами”) и введен в состав Императорского флота Японии как броненосец береговой обороны. В 1916 году корабль был выкуплен у Японии и снова введен в российский флот. В том же году «Пересвет» подорвался на мине в Средиземном море и затонул в 10 милях от Порт-Артура. Позже, в годы Первой мировой войны, «Пересвет» был выкуплен Россией и введен в состав российского флота как крейсер.

Броненосец «Победа» во время обороны Порт-Артура получил множество повреждений и 23 ноября 1904 года сел на грунт на внутреннем рейде. 17 октября 1905 года корабль был поднят японцами, переименован в IJN Suwo (рус. “Суво”) и введен в состав Императорского флота Японии как броненосец береговой обороны.