Музею Ковровского района подарили уникальные лубочные литографии позапрошлого столетия

Коллекция Историко-краеведческого музея Ковровского района пополнилась целым собранием редких литографий позапрошлого столетия, выполненных в технике лубка — народной графики, изображения в которой отличались простотой и доступностью образов. Особую ценность среди них представляют литографии, выполненные нашим земляком известным историком, археологом, литографом и издателем Иваном Александровичем Голышевым из слободы Мстеры Вязниковского уезда.

Сын крестьянина и потомственный иконописец И.А. Голышев с детства обнаружил незаурядный талант живописца и рисовальщика и изучал технику во Второй рисовальной школе графа Строганова в Москве (ныне это всемирно знаменитая Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). В 1858 году в 20-летнем возрасте он открыл на имя отца литографическое заведение во Мстере, которое успешно действовало более трех десятков лет. Многие тысячи литографических картинок из Мстеры распространялись офенями-коробейниками по всей России. Стоили они недорого и в то же время были доступны пониманию даже малообразованных людей, и, кроме того, зачастую являлись иллюстрациями народных песен и былин, а также каких-либо известных исторических событий. Голышевская литография печатала также популярные сонники и гадательные таблицы.

Сам Иван Александрович наряду с издательской деятельностью стал автором около полутысячи краеведческих статей и заметок, а также 28 фундаментальных альбомов и книг по владимирской старине. За свои заслуги И.А. Голышев был награжден тремя орденами и несколькими медалями, в том числе, золотой медалью Русского археологического общества — для крестьянина той поры это считалось невиданными знаками отличия. Когда-то его даже называли местным Ломоносовым.

Сегодня подлинные литографии и издания Ивана Голышева — достаточно большая редкость. Хотя лубочные картинки его литографическое заведение и выпускало огромными для XIX столетия тиражами, эти поистине народные картинки подолгу не хранились и век их был короток. Они жили чуть дольше, скажем, номера газеты или журнала, которые редко берегли длительное время, а куда чаще использовали для обертки или на растопку. Поэтому до наших дней из всего изобилия изданного Голышевым дошло не так уж и много, и тем ценнее для музея подаренные ему раритеты.

Например, литография с текстом популярного в XIX веке романса Александра Гурилева «Отгадай, моя родная, отчего я так грустна», отпечатанная в 1878 году в «лит[ографии] Голышева в Голышевке». Голышевка — это уголок Мстеры, где жил Иван Александрович.

Кстати, композитор Александр Львович Гурилев, скончавшийся в 1858 году всего лишь в 55-летнем возрасте, был сыном крепостного музыканта графа Владимира Григорьевича Орлова, богатейшего помещика Владимирской губернии. Младшему брату известного фаворита Екатерины II графа Григория Орлова принадлежали почти целиком сразу две волости — Осиповская в Ковровском уезде и Сарыевская — в Вязниковском. Последняя непосредственно граничила с Мстерской волостью, поэтому не исключено, что Гурилев и Голышев были земляками и выбор романса именно этого композитора для выполнения очередной литографии Голышевым оказался не случаен.

Кроме голышевских работ собрание музея Ковровского района пополнилось литографированными лубочными картинками и других авторов. Например, это лубок «Как за речкою, как за быстрою» на слова народной песни, выполненный в 1850 году в Москве литографией Григория Федоровича Чуксина по рисунку Петра Кеппена — ученика Второй рисовальной школы графа С.Г. Строганова (той самой, где как раз в то самое время учился И.А. Голышев).

Наряду со сценами из деревенского быта, ряд лубочных картинок, переданных музею, представляют портреты различных исторических деятелей. Например, это изображение «Его Сиятельство Князь Михаил Семенович Воронцов наместник Кавказский». Светлейший князь генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов — внук первого владимирского наместника и генерал-губернатора генерал-аншефа Романа Илларионовича Воронцова, наследник его владимирских имений, в том числе, села Андреевское с домом-дворцом и обширным парком в пределах нынешнего Петушинского района Владимирской области, а также имение Муравьево в пределах нынешнего поселка Мелехово Ковровского района.

Наместник Кавказа представлен в стандартном для подобного рода изображений виде: верхом на горячем коне в мундире с многочисленными наградами, при сабле с указующе поднятой левой рукой на фоне марширующих колонн пехоты и грохочущей артиллерии. Первоисточником для данного лубка послужила цветная литография с изображением Михаила Воронцова верхом на гнедом коне. Кстати, портретное сходство у лубочной картинки с оригиналом весьма относительное.

Все перечисленные и множество других классических подлинных образцов литографированного лубка подарил музею протоиерей Роман Челышкин. Большую часть лубочных картин XIX века из музейной коллекции посетители смогут увидеть в новой экспозиции, посвященной офеням-коробейникам, так как именно эти «странствующие рыцари наживы» занимались распространением подобных литографий. Данная экспозиция открылась в декабре 2018 года.

На иллюстрациях:

01. Литография И.А. Голышева 1878 года

02. Иван Александрович Голышев

03. Литография 1858 года с текстом романса А. Гурилева «Отгадай, моя родная, отчего я так грустна»

04. Композитор Александр Гурилев, возможно, имел владимирские корни 05. Литография с изображением князя М.С. Воронцова