В муниципальном Вольском краеведческом музее Саратовской области с давних пор хранится портрет неизвестного генерала русской армии второй половины XVIII столетия в парике и мундире при орденах. Он выполнен маслом на холсте размером 66 х 51,5 см. Изображение поясное с разворотом в 3/4. Художник, создавший данный портрет, тоже неизвестен. Любопытно, что в музейном каталоге данное произведение до сих пор значится, как «портрет неизвестного вельможи».
Сотрудники Вольского музея полагают, что это может быть генерал-лейтенант Андрей Яковлевич Леванидов, ученик и сослуживец А.В. Суворова, друг и соратник М.И. Кутузова, неоднократно отличившийся в войнах с турками и поляками в царствование императрицы Екатерины II, герой штурма турецкой крепости Измаил, дослужившийся до поста командира корпуса и занимавший должность харьковского генерал-губернатора. Генерал Леванидов скончался 26 февраля 1802 года всего лишь в 54-летнем возрасте, не успев померяться силами с наполеоновскими полководцами. Если бы он остался жив, то вполне мог бы стать одним из первых полководцев России в Отечественной войне 1812 года.
В ноябре 2016 года в селе Павловское Ковровского района в бывшей усадьбе А.Я. Леванидова (ее приобрел еще отец генерала обер-секретарь Святейшего Синода коллежский советник, а до того армейский полковник Яков Герасимович Леванидов) был открыт музей «Усадьба двух генералов». В Павловском подобного портрета нет. Там есть лишь копия другого портрета того же столетия, на котором, возможно, запечатлен А.Я. Леванидов еще в чине полковника. Сходство с человеком с вольского портрета отдаленное, однако само по себе это ничего не значит. К примеру, учитель и командир генерала Леванидова и наш земляк великий русский полководец Александр Васильевич Суворов запечатлен на десятках различных портретах, причем немалая их часть совершенно непохожи один на другой.
У большинства соотечественников образ А.В. Суворова ассоциируется с изображением, запечатленным на гравюре Николая Ивановича Уткина, выполненной в 1818 году (то есть 17 лет спустя после смерти полководца). В качестве источника для своей гравюры Уткин использовал изображение Суворова работы художника Иоганна Генриха Шмидта, выполненное в 1800 году. Но именно гравированный портрет Н.И. Уткина стал поистине хрестоматийным. Даже учрежденный в СССР в разгар Великой Отечественной войны орден Суворова в центральной части имел накладное золотое полированное погрудное рельефное изображение Суворова с гравюры Н.И. Уткина 1818 года. Изображение на основе гравюры Уткина осталось и в современном российском ордене Суворова, статут и описание которого были утверждены Указом Президента России В.В. Путина в 2010 году. Не менее известный портрет Суворова почти в полный рост художника Николя-Себастьяна Фросте был создан с использованием гравюры Уткина и вовсе в 1833-1834 гг.
Однако есть немало совсем не похожих на уткинский шедевр прижизненных изображений Суворова, таких, например, как миниатюра сардинского дворянина на русской службе Ксавьеде Местра или портрет итальянского мастера Натале Скьявонетти по оригинальному портрету художника Пьера Гампе, выполненные в 1799 году. И если точно не знать, что на всех этих портретах совершенно точно изображен великий полководец, то на основе одного лишь внешнего сходства сделать подобный вывод непросто, если вообще возможно.
Точно так же может обстоять дело и с портретами Андрея Яковлевича Леванидова, которые на первый взгляд не слишком похожи. Тем не менее, основные черты лица, в том числе форма овала, скул, носа, губ и глаз имеют много общего в обоих портретах.
Можно также проверить, какие ордена имел А.Я. Леванидов, и сравнить перечень этих наград с теми, что изображены на портрете из Вольска. Атрибутация портрета по наградам — распространенная практика.
На полотне из Вольска неизвестный генерал запечатлен с четырьмя орденами: двумя российскими и двумя польскими. У него на шее на цветных лентах два креста. Это крест ордена св. Владимира II степени на красно-черной ленте и крест польского ордена св. Станислава. Слева на груди две звезды — не металлических, а шитых по моде второй половины XVIII столетия. Сверху звезда польского ордена Белого орла, снизу — звезда ордена св. Владимира II степени. Наконец, тоже слева в петлице у генерала белый эмалевый крест ордена св. Георгия IV степени. Через левое плечо у генерала одета синяя лента ордена Белого Орла. И именно такой комплект наград имел А.Я. Леванидов!
Русскими орденами его наградила Екатерина II: офицерский крест св. Георгия он получил за храбрость на войне с турками, владимирские звезду и крест (вместе с чином генерал-лейтенанта) — за штурм Измаила в 1790 году. А польские ордена Леванидову пожаловал последний король Речи Посполитой Станислав II Август Понятовский за участие генерала в войне против польских мятежников.
Немного непонятно лишь, почему русский генерал носил иностранные, в данном случае — польские ордена выше российских, хотя положено было как раз наоборот. Однако в галантном XVIII столетии подобное требование могло не выполняться так педантично, как, например, в «железном» XIX веке. К тому же польские награды Леванидов получил позже российских, и мог их поместить поверх прежних просто в силу подобной хронологии.
Скорее всего, в недалекой перспективе копия портрета из Вольска займет место в экспозиции «Усадьбы двух генералов». Кстати, как попал вероятный леванидовский портрет в город саратовского региона — непонятно, имений у Леванидовых там не было. Впрочем, в пору существования СССР практиковался обмен экспонатами и, в частности, живописными полотнами, между различными столичными и провинциальными музеями, поэтому данный портрет мог приехать в Вольск откуда угодно, в том числе из нашего Владимирского края или с Украины, где в Харькове вполне могли остаться портреты бывшего наместника и генерал-губернатора.
Если загадка леванидовского портрета будет все-таки разгадана, то остается разобраться с местом его погребения. По преданию он был похоронен в своем павловском имении. Недавно в одном из источников была выявлена информация, где значится, что генерал А.Я. Леванидов погребен в селе Павловское «под Москвой». Но Павловское в его жизни было лишь одно, и село в нынешней Владимирской области между Владимиром и Вязниками из Петербурга или из Харькова вполне могло видеться, как расположенное «под Москвой». Проблема в том, что метрические книги начала XIX века по Воскресенской церкви села Павловское сохранились не полностью, а старое кладбище там давно уничтожено. Так что эта тема пока не закрыта.
На иллюстрациях:
01. Портрет неизвестного генерала из Вольского музея — предположительно на нем запечатлен генерал А. Я. Леванидов
02. Бывшая леванидовская усадьба в селе Павловское Ковровского района
03. Портрет наставника и командира Леванидова А. В. Суворова работы Ксавье де Местра. 1799 г.
04. Портрет Суворова. Натале Скьявонетти по оригиналу П. Гампе. 1799 г.
05. Портрет Суворова. Иоганн Генрих Шмидт. 1800 г.
06. Суворов. Гравюра Николая Ивановича Уткина. 1818 г.
07. Суворов. Николя-Себастьян Фросте. 1833-1834 гг.
08. Современный орден Суворова с изображением полководца с гравюры Уткина