Во время Великой Отечественной войны на территории Ковровского края. Гитлеровцы сюда пробиться не смогли. Но для авиации три сотни километров, отделявшие Ковров от линии фронта, и тогда были, что называется, не расстояние. Особенно для авиации дальнего действия — предтечи нынешних стратегических сил российских ВВС. Один из наиболее прославленных полков тяжелых бомбардировщиков базировался на «аэродроме Ковров» — именно так это обозначено в документах, которые почти 70 лет считались секретными.
Мало того, что город оружейников в советское время был попросту «закрытым», и даже в Большой Советской энциклопедии о наличии там мощнейших оборонных предприятий не говорилось ни слова, важнейший военный объект, которым считалась авиабаза, был окутан завесой и когда Великая Отечественная уже давным-давно закончилась.
Такая таинственность привела к тому, что даже ковровчане по большей части не знали, что у них творилось под боком. А когда в «перестройку» первая информация о «аэродроме Ковров» стала достоянием гласности, нашлись скептики, утверждавшие, что никакого военного аэродрома в Коврове никогда не существовало! И, действительно, военного аэродрома в городе Коврове не было. Но для самолета несколько лишних километров — как для человека несколько шагов. Поэтому расположенный примерно в 7 километрах севернее Коврова между деревней Крячково и селом Большие Всегодичи полевой аэродром летчики и нарекли в честь ближайшего города.
В начале августа 1941-го на поле совхоза «Гигант» появились батальон аэродромного обслуживания и группа мобилизованных на «трудовой фронт» жителей Ковровского района. Их задачей было устройство полевого аэродрома и необходимого «хозяйства» при нем. А через несколько дней на только что подготовленное летное поле стали один за другим приземляться невиданные прежде в тех местах огромные четырехмоторные самолеты. Туда перебазировался 432-й дальний бомбардировочный авиаполк под командой полковника Викторина Лебедева.
В составе этой части, созданной в начале войны прославленным полярным летчиком Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым, были лучшие советские асы. Достаточно сказать, что на авиабазе под Ковровом жили и воевали прославленные летчики, Герои Советского Союза Анатолий Алексеев и Эндель Пусэп, знаменитые члены экипажа Валерия Чкалова Александр Беляков и Георгий Байдуков, а также, наверное, самый именитый после Чкалова летчик-испытатель фронтовик Михаил Громов.
Материальную часть 432-го авиаполка составляли тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (по фамилии конструктора Петлякова их также называли Пе-8). Их прозвали «летающими крепостями». Вплоть до 1945 года Пе-8 был самым крупным советским военным самолетом, созданным по самым современным технологиям. По большинству параметров он превосходил зарубежные аналоги. Именно эти самолеты впервые в советских ВВС «научились» поднимать бомбы в 5 тонн весом! А дальность полета почти в 8 тысяч километров позволяла «Петляковым», поднимаясь с аэродрома в глубоком тылу, поражать Кенигсберг, Данциг и даже Берлин!
Сохранились документы, рассказывающие о боевом пути 432-го полка, например, штабные донесения командованию 81-й дивизии авиации дальнего действия, где описывается какие вылеты осуществляли Пе-8 с аэродрома под Ковровом. Не менее ценную информацию дают так называемые «полетные листы» штурмана того же полка Александра Штепенко. В них скупые технические данные (цель, экипаж, высота, число сброшенных бомб, время возвращения) соседствуют с лаконичными, но красноречивыми заметками. Заметки штурмана 432-го полка обнародованы недавно историком авиации Михаилом Масловым.
Вот примеры записей А. Штепенко:
«Налет на Берлин 10-11.08.41 г. Водопьянов, Штепенко, Пусэп. Над Берлином бомбы сброшены в 1.55 ночи на высоте 6800 метров. Посадка 5.25».
«10.10.41, на г.Рославль. Водопьянов, Штепенко. Сброс 4.40, высота 3000, 8 ФАБ-250, 8 ФАБ-100, 4 ФАБ-50, 2 САБ-25. Посадка Ковров».
«29.10.41. Орел. Экипаж: Водопьянов, Штепенко, Мосалев. Бомбовая нагрузка 8 ФАБ-250, 16 ФАБ-100. Старт в 16.20. Через час с небольшим резко ухудшилась видимость. Вылет неудачный, пришлось вернуться на базу в Ковров».
«27.01.42. На Смоленск. Экипаж: Асямов, Штепенко, Мосалев. Бомбовая нагрузка 6 ФАБ-500, 20000 листовок. Старт 17.30, выход на цель 20.50, возвращение в Ковров 22.37. Перед вылетом сгорела машина Курбана. Сильный пожар. Стрельба боевых патронов и снарядов. 6 бомб по 250 кг взорвалось. В поселке стекла повылетали. От машины весь народ бежал во все стороны, увязая в сугробах. После пожара жуткое состояние у всех. Мы вылетали первые. Полковник Лебедев, провожая, спросил: как настроение? Я ответил — злее будем. На обратном пути заворачивали к огням и таким образом вышли к Владимиру».
«20.02.42. На Витебск. Экипаж: Асямов, Штепенко. Бомбовая нагрузка: 1 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000, 2 САБ-25, 100000 листовок. Вылет 17.24, высота над целью 7400 метров, посадка 23.53. …Точно опознали Витебск. Одна бомба от электросбрасывателя сошла хорошо — прямо на железнодорожный узел. Вторая, от аварийного с трудом — вытянул — тоже хорошо упала. С третьей измучился, наконец, сбросил — туда, где были огни. Взрывы сильные — освещают полгорода. На высоте пошли обратно. Начались облака и мы над ними. С Коврова получили ясную погоду и все облегченно вздохнули. Посадка хорошо. На рулежке в тумане заблудились. Много водки».
«21.02.42. Указ Правительства о награждении 51 человека нашего полка, в том числе меня орденом Боевого Красного Знамени. Погода нелетная. Вечером митинг на аэродроме, на котором я клялся «Не простить! Не забыть!»
Порой тяжелые бомбардировщики «промахивались» в темноте и залетали совсем в другие города. Например, в феврале 1942 года Пе-8 летчика Егорова улетел вместо Коврова в Киров — на 600 километров восточнее! А самолет летчика Дмитриева «промазал», по его выражению, Ковров и улетел в Иваново.
Но самым дальним полетом, который осуществил один из бомбардировщиков 432-го полка, стал вояж в… Вашингтон! В мае 1942 года майор Эндель Пусэп, родом — эстонец, стартовав с «аэродрома Ковров», принял под Москвой пассажиров и отправился на запад. На борту его «Петлякова» находился нарком иностранных дел Вячеслав Молотов с группой дипломатов, а целью полета была столица США, где были назначены переговоры с президентом США Франклином Рузвельтом. Маршрут проходил через оккупированную фашистами Европу с промежуточными посадками в Англии и Исландии. Невиданный в истории военной авиации перелет прошел успешно. Молотов провел переговоры с Рузвельтом, результатом чего стала договоренность о поставках военной техники в СССР и открытии Второго фронта. Таким же непростым путем нарком и его свита вернулись обратно. За этот перелет Пусэп получил звание Героя Советского Союза.
Как удалось установить, авиабаза в Коврове просуществовала до мая 1942 года, после чего полк тяжелых бомбардировщиков был передислоцирован ближе к линии фронта на аэродром в подмосковном Жуковском — тот самый, где теперь проходят знаменитые авиасалоны. Все оборудование «аэродрома Ковров», просуществовавшего около 9 месяцев, было демонтировано, а территория возвращена селянам. Об авиабазе военной поры напоминает лишь скромный обелиск в соседнем перелеске. Это могила военного летчика младшего лейтенанта Василия Жукова. Он погиб в результате аварии 20 марта 1942 года — в свой 20-й день рождения!
Ученики средней школы в селе Большие Всегодичи ухаживают за захоронением летчика. Не раз туда приезжали его родственники из Москвы. Рядом со зданием Большевсегодической школы установлен скромный памятник летчикам 432-го авиаполка. А жители деревни Крячково до сих пор находят обломки от нескольких разбившихся здесь самолетов. Это горькая память далекой войны. Часть находок переданы в музей, а некоторые используются в домашнем хозяйстве. Например, в одной из усадеб на куске дюралевой обшивки крыла упавшего «Петлякова» хозяева сушат сено — словно на гигантском поддоне. Вокруг тишина и мирное небо и очень трудно представить, что здесь когда-то была база советской стратегической авиации военной поры.
На иллюстрациях:
- Советская почтовая марка с изображением бомбардировщика Пе-8
- Пе-8 (ТБ-7) — основная машина советской авиации дальнего действия в Великой Отечественной войне
- Пе-8 в полете
- Комбриг Михаил Водопьянов — инициатор формирования 432-го авиаполка
5, 6. Самолеты Пе-8 на полевом аэродроме
- Летный состав у самолетов Пе-8
- Майор Эндель Пусэп
- Подготовка 5-тонных авиабомб к подвеске на Пе-8
- На «аэродроме Ковров» зимой 1942 года
- Промежуточная посадка Пе-8 Пусэпа с Молотовым на борту на аэродроме Тилинг в Шотландии 29 апреля 1942 года
- Заметка в американском журнале 1942 года о прилете Пе-8 в Вашингтон
- Полковник Анатолий Алексеев
- Э. Пусэп и его штурман Александр Штепенко
- А. Штепенко
- Село Большие Всегодич Ковровского района. В войну колокольня местной церкви служила ориентиром для летчиков и штурманов
- Младший лейтенант Василий Жуков
- Могила Жукова около поселка Гигант Ковровского района
- Памятник летчикам 432-го полка у здания Большевсегодической школы
- Фрагмент боевого донесения штаба 432-го полка командиру 81-й дивизии АДД
- Первый командир 432-го полка Викторин Лебедев. На фото — в звании генерал-майора авиации