Во главе кузницы кадров советского подводного флота

В январе 1899 году в деревне Подраменово в северной части Ковровского уезда в семье крестьянина Василия Максимова родился мальчик, которого назвали Петром — в честь отмечаемой в день его рождения памяти святителя Петра, епископа Севастийского. Петя окончил земскую школу и стал помогать отцу по хозяйству. На Первую мировую его призвать не успели, а потом грянула революция.

В 1919 году 20-летнего крестьянского паренька призвали в Красную Армию. Красноармеец Максимов сражался против Белой армии генерала Деникина в составе 60-й дивизии 11-й армии. В 1921 году Максимов окончил командные пехотные курсы и был назначен командиром взвода отдельной флотской роты на Каспии. А затем в 1922 году молодого пехотного командира назначили вахтенным начальником только что прошедшей капитальный ремонт канонерской лодки «Красный Азербайджан» (бывший «Ардаган») Морских сил Каспийского моря — тогда это был один из сильнейших кораблей на Каспии. Так пехотинец в одночасье стал моряком. На канонерке он служил до 1926 года. Затем была учеба в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде, после окончания которой Максимов служил командиром роты Артиллерийской школы Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота, а потом дежурным флотской Службы наблюдения и связи.

В 1931 году Максимов окончил специальные курсы командного состава подводного плавания и стал командиром-подводником.  Его первой подводной лодкой в 1931 году стала субмарина «Батрак» типа «Барс», где он проходил практику. Во время Первой мировой войны эта лодка, именовавшаяся тогда «Волк», потопила  четыре немецких транспорта. В следующем году Максимова перевели помощником командира на подводную лодку Л-3 «Фрунзовец» — новейшую по тем временам минно-торпедную дизель-электрическую субмарину, которая достраивалась на Балтийском заводе. Однако уже в начале 1933 года Петра Максимова перевели помощником командира на подводную лодку «Товарищ» (бывший «Тур» — тоже типа «Барс»). Эта подлодка входила в состав учебного дивизиона подводных лодок Учебного отряда подводного плавания бригады подводных лодок Морских Сил Балтийского моря. Так нашему земляку впервые довелось самому стать наставником курсантов — будущих командиров-подводников. В 1934 году 35-летний Петр Максимов был назначен командиром подводной лодки Л-1 «Ленинец» Краснознаменного Балтийского флота — головного корабля II серии советских подводных лодок. Вскоре уже опытный командир-подводник Максимов стал командиром 13-го дивизиона подводных лодок типа «С» 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота, базировавшейся в Кронштадте.

Летом 1937 года из Кронштадта по Беломоро-Балтийскому каналу на Северный флот были переведены 4 новейших подводных лодки типа «Щ» («Щука»), составившими там 2-й дивизион подводных лодок. Вместе с имевшимся на Севере 1-м дивизионом подводных лодок типа «Д» («Декабрист») дивизион «Щук» составил бригаду подводных лодок Северного флота. В мае 1938 года командиром этой бригады был назначен капитан 2-го ранга Петр Васильевич Максимов, награжденный перед тем орденом Ленина — высшей наградой страны. Под его руководством субмарины Северного флота постоянно совершали учебные плавания, отрабатывая решение различных боевых задач и осваивая потенциальный театр военных действий, несмотря на крайне сложные погодные условия.

Карьере подводника Максимова, находившейся на взлете, был нанесен сильнейший удар трагическим происшествием 20 октября 1939 года. В этот день подводная лодка Щ-424 Северного флота, во время выхода в дозор в Кольском заливе Баренцева моря была протаранена рыболовным траулером РТ-43 «Рыбец» Мурманрыбфлота, возвращавшимся с промысла с уловом трески. По непостижимой беспечности, как военные, так и гражданские моряки, видели друг друга и понимали, что грозит столкновение, но лодка и траулер изменили курс, когда отворачивать было уже поздно. Траулер ударил «Щуку» в левый борт в районе рубки между 3-м и 4-м отсеками. Борьба за спасение корабля должным образом организована не была, и подводная лодка затонула. На ней погибли 32 члена экипажа, спаслись лишь те, кто был наверху и около рубки. Время тогда было суровое. Военный трибунал приговорил командира подлодки капитана 3-го ранга Шуйского и капитана траулера Дружинина к высшей мере наказания. Лишь ходатайства их сослуживцев-моряков, написавших лично Сталину и рисковавших при этом своими жизнями, способствовали тому, что приговор был изменен, и оба капитана отправились в сталинские лагеря сроком на десять лет. Комбриг Максимов тоже понес ответственность за ЧП в своей бригаде: его понизили в должности и в звании до капитана 3-го ранга. Петр Васильевич очень тяжело переживал случившееся. Именно эта трагическая история самым негативным образом повлияла на его здоровье и в итоге привела к безвременной кончине подводника.

Вскоре Максимова перевели обратно на Балтику, где стал командовать 19-м дивизионом новейших подводных лодок типа «К» («Крейсер»). Накануне Великой Отечественной Петра Васильевича восстановили в звании капитана 2-го ранга. Он принимал участие в обороне Ленинграда, а затем командовал учебным дивизионом подводных лодок Северного флота, который базировался в Оленьей губе Кольского залива. Там Максимов подготовил для участия в боевых действиях пять новых подводных лодок и их экипажи, получив ордена Отечественной войны I степени и Красного Знамени. Ему было присвоено звание капитана 1-го ранга. Войну он заканчивал командиром отряда учебных кораблей Северного флота, а затем недолгое время занимал должность помощника начальника штаба Северного флота. С 1945 года капитан 1-го ранга Максимов возглавил школу подводного плавания при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова в Ленинграде. За успехи по службе ему был вручен второй орден Ленина. Кроме того, Петр Васильевич получил медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией».

Капитан 1-го ранга Петр Васильевич Максимов скоропостижно скончался в Ленинграде 9 марта 1946 года всего лишь в 46-летнем возрасте. Слишком обостренно принимал он потерю товарищей, и у него не выдержало сердце. Подводник был похоронен на прежнем Волковском лютеранском кладбище в северной столице. Надгробие моряка сохранилось там до сих пор. Наверное, про П. В. Максимова правильнее будет сказать, что он не умер, а погиб, пусть и не в бою.

На иллюстрациях:

  1. Канонерская лодка «Красный Азербайджан» — первый корабль будущего подводника
  2. Подводная лодка «Батрак», бывшая «Волк» (крайняя слева)
  3. Подводная лодка «Товарищ»
  4. Подводная лодка Л-1 «Ленинец»
  5. Подводная лодка Щ-424
  6. Капитан 1-го ранга Петр Васильевич Максимов
  7. Надгробие П. В. Максимова на Волковом кладбище Санкт-Петербурга