



Директор Историко-краеведческого музея Ковровского района Элла Фролова, краевед и журналист Николай Фролов и председатель Вязниковского районного краеведческого общества Геннадий Сидоров на днях побывали в гостях у известной столичной художницы и педагога Натальи Владимировны Лопухиной, которая с весны и до поздней осени живет в собственном домике на окраине поселка Степанцево Вязниковского района и лишь на зиму уезжает в Москву. Для нее наш владимирский край давно уже стал второй родиной и уголком, вдохновляющим на новые творческие свершения.
Наталья Владимировна – представитель старинного дворянского рода Лопухиных, получившего известность в истории России. Лопухины считаются потомками легендарного касожского князя Редеди, которого одолел в поединке князь Мстислав Владимирович Черниговский - родной брат Ярослава Мудрого. Возвышению Лопухиных способствовал брак Петра Великого с Евдокией Федоровной Лопухиной. Еще больше веса Лопухиным придало увлечение императора Павла I девицей Анной Петровной Лопухиной, вследствие чего ее отец Петр Васильевич Лопухин стал светлейшим князем.
Прадед Натальи Владимировны Лопухиной коллежский советник Виктор Иванович Лопухин был женат на Екатерине Петровне Полторацкой - двоюродной внучке Анны Петровны Керн, воспетой великим Пушкиным. В молодости он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны, где познакомился с будущим великим писателем графом Львом Николаевичем Толстым. Толстой позже не раз наезжал в гости к Лопухиным, где в качестве реликвии хранилось любимое кресло классика.
Дед Н. В. Лопухиной Николай Викторович Лопухин окончил Харьковский технологический институт и работал инженером-механиком. Его неоднократно арестовывали во время революционных потрясений. Он скончался от тифа в Екатеринославе в 1922-м. Отец художницы Владимир Николаевич Лопухин работал сначала молотобойцем, а затем мастером на московском заводе "Компрессор"— высшее образование он получить не смог из-за своего дворянского происхождения.
Наталья Владимировна рисовала с детства и обнаружила незаурядные творческие способности. В своем роде она стала единственным художником, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) и аспирантуру при нем, избрав своей специализацией гобелены. Она — член Союза художников России и член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, дважды лауреат премии МГК ВЛКСМ, лауреат премии по Декоративно-прикладному искусству, лауреат и дипломант многих художественных конкурсов.
Н. В. Лопухина более 25 лет вела активную преподавательскую деятельность (живопись, станковая композиция и цветоведение) в различных художественных высших и средних учебных заведениях Москвы, в том числе в Московском художественно-промышленном институте.
Ныне заслуженная художница занимается, в основном, портретной живописью. Ею создана целая портретная галерея ее известных предков и родственников, включая царицу Евдокию Федоровну Лопухину. Одна из последних работ - портрет ее любимого племянника Николая Борисовича Лопухина, который сейчас в качестве кадрового офицера воюет в составе Российской Армии в зоне СВО, с сыном Алексеем.
В апреле 2025 года в Московской консерватории состоялось открытие персональной выставки Н. В. Лопухиной «Хранитель времени». На этой выставке были представлены работы, иллюстрирующие многогранность интересов и достижений автора за многие годы.
Наталья Владимировна состоит действительным членом Российского дворянского собрания, занимала пост вице-директора Департамента культуры РДС, а сейчас является советником директора Департамента культуры РДС.
Наталья Владимировна активно интересуется историей Лопухиных во Владимирской губернии. Директор музея Ковровского района Э.В. Фролова подарила художнице несколько краеведческих книг, изданных музеем, которые раскрывают некоторые страницы истории рода Лопухиных и его окружения во Владимирской губернии. В свою очередь, Н.В. Лопухина передала в дар музею Ковровского района несколько десятков предметов крестьянского быта второй половины XIX – начала XX столетий, которые художница собрала в глухих русских деревнях во время своих научных экспедиций и которые неоднократно использовала в своих работах в качестве натюрмортного ряда.