Именно такова с давних пор на Руси расхожая фраза о важности, если не приоритетности духовного над материальным. При этом особенно интересно, как относились к богатству те, кто, собственно, хлеб и выращивал — собственными руками и в поте лица. Что значил материальный достаток для ковровского и владимирского крестьянина примерно лет 120 назад, и каков был уровень благосостояния селян в пересчете на нынешние российские рубли? Ответы на эти вопросы для многих, возможно, окажутся достаточно неожиданными.
Для наших крестьянских предков именно богатство являлось наиболее заветной целью. Необходимо пояснить, что царский рубль конца XIX века примерно равняется 1000 рублей нынешних (если не больше). Поэтому десятки крестьян только в пределах одной волости, имевшие наличность по 5 тысяч рублей, сегодня владели бы по 5 миллионов рублей каждый. И, соответственно, обладатели десятков тысяч теперь имели бы десятки миллионов.
В качестве яркого примера таких крестьян можно назвать Федора Ивановича Носкова — потомственного крестьянина села Кляземский городок Ковровского уезда. Он владел примерно двумя десятками лавок и магазинов в Коврове (один из его магазинов на Московской улице, ныне Абельмана, перестроен в нынешний Дом детского творчества), Ковровском и Вязниковском уездах, ткацкой фабрикой в родном селе и тремя буксирными пароходами на Клязьме. Большой деревянный особняк с узорчатыми наличниками Носковых в центре Кляземского городка был самым крупном домом в селе и смахивал не на крестьяское жилище, а на барские палаты.
Земляки и знакомые Носкова крестьяне-старообрядцы Першины из деревни Ильино тоже держали целый флот из шести мощных буксирных пароходов и полусотни барж, ведя крупную торговлю лесом и хлебом. В деревне Ильино до сих пор сохраняется трехэтажный (!) крестьянский дом Першиных. Правда, в отличие от Носковых, Першины в итоге перечислились в ковровское купечество самой почетной 1-й гильдии и переселились в город.
Примечательно, что в сентябре 1778 года, когда по воле императрицы Екатерины II сразу несколько крупных казенных сел в пределах новоучрежденной Владимирской губернии — Ковров, Судогда, Меленки были сделаны городами, то вчерашние крестьяне этих селений получили право записываться в местное купечество. И сразу же несколько десятков крестьянских семейств оттуда этим правом немедленно, или несколько лет спустя, в полной мере и воспользовались, став купцами 3-й и даже 2-й гильдий.
Крестьянин казенной Алексинской волости того же Ковровского уезда Иван Герасимович Дунаев, разбогатев на офенской торговле вразнос (офеней также именовали коробейниками), в 1826 году перебрался в Ковров, где стал купцом 2-й гильдии и даже был выбран городским головой — мэром города. В его сохранившемся до сих пор деревянном двухэтажном особняке уже много лет размещается Детская школа искусств имени Иорданского.
Любопытно, что последним ковровским мэром до прихода к власти большевиков оказался сын крестьянина и сам крестьянин по рождению Василий Федорович Носков, сын Федора Ивановича Носкова из Кляземского городка, амбиции которого выразились помимо прочего еще и в том, что он в честь себя назвал свой собственный буксирный пароход «Василий Носков».
Характерно, что даже таких богатеев земляки уважали не слишком сильно. Например, известен случай, когда у Носкова-старшего вымогали деньги, угрожая ему местью некоего «комитета» революционеров (на самом деле это был подросток, начитавшийся книг про разбойников). А в Якиманской волости Шуйского уезда Владимирской губернии священник Федор Казанский записал свое наблюдение из представлений местных крестьян: «На вора, укравшего у богатого, смотрят гораздо снисходительнее, чем на вора, обокравшего бедняка. Если вор крадет по причине голода и нужды, да к тому же у богатых чужаков, то к нему относятся сочувственно». Видимо, в таких воззрениях и были предпосылки грядущих революционных потрясений…
Примеры из нашего Ковровского уезда перекликаются с таковыми из других уездов Владимирской губернии. Вот свидетельство за 1890-е годы кандидата богословия, выпускника Казанской духовной академии и преподавателя Владимирского женского епархиального училища Сергея Недешева, выросшего в погосте Борисоглебском, что в Баглачеве Владимирского уезда — неподалеку от нынешнего города Радужный. Он писал о своих земляках-крестьянах так:
«Не знания или грамотность, а богатство является способом для возвышения. Внешние его признаки: одежда, порода лошади (богатство должно быть наглядным). Возвысившийся пользуется уважением: к нему идут за советом, при встречах отвешивают глубокий поклон, величают по имени-отчеству. Благотворительность проявляется умеренно: личностей выдающихся в этом смысле нет. Богатые крестьяне бескорыстны не более других».
Недешеву вторил диакон села Семеновское Владимирского уезда Иван Рождественский:
«Более всего крестьяне гордятся нарядной одеждой, хорошей лошадью и упряжью, продавая из-за этого самое необходимое. Зажиточные крестьяне пользуются почетом и уважением».
Священник села Петроково Владимирского уезда Михаил Соколов отмечал: «Крестьянин… считает, что без него другие сословия (баре) с голоду помрут. Особенно заметно уважение, которым пользуются зажиточные крестьяне. Отчасти поэтому пускаются иные крестьяне в разные промыслы, торгуют овсом, уходят на заработки. В повседневной жизни соблюдают экономию. Хороший дом, одежду, упряжь и скотину предпочитают всякому иному богатству, накапливать же богатство в деньгах не принято. Лишь у двоих крестьян лежат деньги в сберегательной кассе (соответственно, 200 и 500 рублей)»,
Владимирец Иван Щеглов, долго живший в селе Ляхи на Оке Меленковского уезда, рассказывал об увиденном среди селян:
«Гордость замечается у крестьян, ведущих хоть какую-либо маленькую торговлю, обладающих достатком и хорошей одеждой. Последней особенно гордятся, считая, что она свидетельствует об… умственном превосходстве!»
В общем, почти как в расхожей присказке уже нашего времени: «Если ты умный, то почему такой бедный?»
Выпускник физико-математического факультета Московского университета Николай Дружинин оставил подобное описание жизни крестьян волостного села Аньково Юрьев-Польского уезда, где немало места посвящено теме богатства и престижа в сельской среде:
«Общий предмет гордости и хвастовства перед другими — хорошая одежда. Молодежь щеголяет друг перед другом красотой и ценностью разных «пенжаков» и «тепломатов». Заурядная грамотность давно распространена и не составляет предмета гордости, равно как и знания, которых, впрочем, не особенно много. Более ценятся практическая смекалка, умение дорого и вовремя продать или выгодно купить. Зажиточных людей много. Кроме того, не один десяток жителей сел Аньково и Ильинское имеют, помимо обстановки, суммы до 5 тысяч рублей. 10-20 человек имеют десятки тысяч, а двое-трое — сотни тысяч рублей. Это — богачи, но кулаки среди них — исключение. Уважают богачей несколько более прочих, но особых знаков уважения встречать не довелось.
Торговля считается лучшим средством для увеличения богатства, но далеко не все имеют к этому делу склонность и способности. Экономия же, как один из способов обогащения, отодвинута на второй план. Стремление к легкой наживе также развито очень слабо. Чрезвычайно развиты всякого рода промыслы. Вообще местных жителей отличает то, что в любое время они заняты добыванием денег. Даже женщины, чуть только выдается минута, бегут собирать грибы и ягоды.
Из всех видов богатства предпочитают денежный капитал и, отчасти, земельную собственность. У местных жителей почетен не столько вид занятий, сколько его результаты, а потому никакому виду труда почета не воздают».
А вот еще один факт: согласно земской статистике, бедная крестьянская семья Владимирской губернии в начале царствования последнего русского царя Николая II тратила на водку 10 рублей в год (при цене 4 рубля за 12-литровое ведро), то есть выпивала два с половиной ведра водки в год (60 поллитровок). А богатая — 35 рублей в год (35 тысяч рублей по нынешним ценам и 220 поллитровок). И в этом, видимо, тоже был залог предстоящих катаклизмов…
На иллюстрациях:
- Крестьянская семья
2, 3. Богатый крестьянин и бедный крестьянин
- Коробейник-офеня из крестьян. Именно так начинали свою карьеру многие богатеи
- Офеня в крестьянской избе
- Раздел имущества в крестьянской семье
- Немало купцов имели крестьянские корни
- Федор Иванович Носков
- Василий Федорович Носков
- Купец 1-й гильдии Севериан Дмитриевич Першин, один из видных представителей купеческой династии из крестьян деревни Ильино
- Просящие Христа ради — самые малоимущие в крестьянской среде