От ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчества

Более трех с половиной веков назад реформы Патриарха Никона, стремившегося вернуть обряды Русской Православной Церкви к исконным греческим образцам, привели к трагическому расколу в обществе. Значительное число россиян не приняли никоновских нововведений и остались ревнителями старой веры. Сами себя они называли староверами, а государство и Церковь именовали их раскольниками. Одним из вождей старообрядчества, почти легендарной фигурой для своих единоверцев стал Анисим Васильевич Швецов — приказчик ковровских купцов Першиных, ставший епископом Уральским и Оренбургским, которого в России именовали «книжным реформатором» и «анти-Никоном».

В 1840 году в деревне Ильина Гора на берегу реки Клязьмы у крестьянина Василия Швецова родился сын, которого Анисимом. В юности он обучался в казенном сельском училище, где был отличником, но после занятий ходил к местным старикам-староверам, где постигал совсем иную науку. Скоро и в этой почти подпольной школе Анисим стал лучшим учеником. Даже в поле на сенокос подросток брал с собой книги и четки, для того, чтобы читать и молиться при каждой возможности. Вскоре юноша по примеру подвижников прошлого решил стать иноком. Обманом получив благословение родителей, Швецов отправился в лесные дебри, где поселился вместе спасавшимися от мира и никонианства старцами-старообрядцами. Поначалу родные Анисима решили, что он утонул в Клязьме. Но вскоре узнали, что их сын жив. По требованию матери неудавшийся затворник вернулся домой.
Вскоре Анисиму пришла пора отправляться на службу в армию. Но родители не желали, чтобы их детище надевало военную форму. По тогдашней практике разрешалось нанять за деньги «охотника» — добровольца, который за вознаграждение брался отслужить за потенциального рекрута. Однако в случае со Швецовым «охотник» запросил так дорого, что Анисиму пришлось занять недостающую сумму у земляков — выходцев из деревни Ильино Ковровского уезда богатых-купцов старообрядцев Першиных.
Четверо братьев Першиных считались наиболее состоятельными предпринимателями в Ковровском уезде и всей Владимирской губернии. Двое из них избирались ковровскими мэрами. В Коврове рьяным купцам-старообрядцам принадлежал целый квартал, в котором была своя молельня. У Першиных имелась уникальная библиотека из духовной и светской литературы различных столетий. Сами братья занимались хлебной и рыбной торговлей, гоняя по Волге, Оке и Клязьме целый флот из барок и барж.
К Першиным для отработки долга Анисим Швецов и поступил на службу в качестве приказчика, переселившись в Ковров. Першинская библиотека, которой молодой человек мог свободно пользоваться, стала для него настоящим сокровищем. Однажды по делам фирмы Першиных Швецов оказался в Москве. Там он случайно познакомился с выдающимся старообрядческим первоиерархом архиепископом Владимирским и всея России Антонием (Шутовым). Почтенный старец принял Анисима и побеседовал с ним о старообрядческом священстве. Эта встреча сделала Анисима убежденным сторонником так называемой Белокринницкой иерархии (так называемых поповцев в отличие от течения староверов, которые вообще не признавали священства).
В 1865 году, отработав сумму долга, Анисим Швецов покинул Ковров и переехал в Москву, где стал секретарем архиепископа Владимирского Антония. В первопрестольной выходец из вязниковской деревни продолжил самообразование, изучил греческий язык, изучал богословскую и историческую литературу. Он ни минуты не сидел без дела. «Время наше дорого, не беречь его худо, а во зло употреблять еще хуже того», — такова была присказка Анисима. Вскоре Швецов стал одним из наиболее талантливых проповедников и апологетов старообрядчества. Постепенно вся родня Швецова, прежде тяготевшая к беспоповцам, под влиянием своего выдающегося земляка признала Белокриницкую иерархию.
Вскоре после кончины архиепископа Антония, умершего в 1881-м, Анисим Швецов отправился в заграничную командировку в Румынию, где организовал деятельность старообрядческой типографии — в России староверам богослужебные и богословские книги печатать тогда категорически запрещалось. Там же в Румынском королевстве Швецов издал и свой труд «Истинность старообрядствующей иерархии».
Возвратившись в Россию в 1885 году, Анисим Васильевич Швецов принял иноческий постриг с именем Арсений и был рукоположен в священнический сан. Он поселился в старообрядческом скиту в Нижегородской губернии, где также устроил печатанье запрещенных «раскольнических» книг, хотя ему грозили уголовным судом. Однако иерей Арсений не побоялся вступить в публичный диспут с представителями Синодальной Церкви. Один из таких диспутов состоялся в Петербургской духовной академии в 1886 году и получил большой резонанс в обществе.
Одна из столичных газет с откровенным удивлением писала: «Оказалось, что Швецов… человек, прежде всего, умный и тонкий, диалектик, много изучавший занимавшие его интересные религиозные вопросы. Он, например, знает в совершенстве два древних языка и два новых, проштудировал все системы русских богословов, знаком и с иностранными богословскими сочинениями, прекрасно знает церковную историю, а что касается древних святоотеческих писаний, то он здесь положительно как дома. После беседы по приглашению студентов собеседники прошли в столовую, где за чаем продолжался обмен мыслей по затронутым вопросам».
Иеромонах Арсений много путешествовал с миссионерскими целями. Во время одной такой поездки на Украине в 1890 году он был арестован и отправлен в тюрьму за «явное оказательство раскола». Однако пастырь не унывал: «Не бойся судов, ибо кого из святых не судили?» — писал он одному из своих единоверцев. Полгода спустя миссионера освободили. Он вернулся в Нижний Новгород, где продолжал занятия богословием.
В 1897 году иеромонах Арсений был рукоположен архиереями Иоасафом Казанским и Кириллом Нижегородским в сан старообрядческого епископа Уральского и Оренбургского. В 1898-м епископ Арсений и вовсе временно возглавил старообрядческую церковь, став местоблюстителем архиепископства Московского. В этом качестве владыка стал учредителем ежегодных всероссийских съездов и церковных соборов старообрядцев. В течение нескольких лет он помимо своей Уральской епархии временно управлял еще Нижегородской и Саратовской. В 1903 году стараниями епископа Арсения новым владыкой Нижегородским был поставлен его лучший ученик инок Иннокентий (Усов).
И в качестве архиерея Арсений (Швецов) не терял ни минуты на праздность, постоянно занимаясь церковными делами. Он регулярно объезжал различные города и губернии, вел большую переписку и не прекращал богословские труды. «Как писатель он очень плодовит и разнообразен. Нет, кажется, ни одного вопроса, важного для старообрядчества, которого бы уральский епископ не коснулся», — писал один из биографов Преосвященного. Во многом благодаря многолетней упорной борьбе епископа Арсения, отстаивавшего интересы старообрядчества, в 1906 году император Николай II окончательно даровал приверженцам старой веры свободу вероисповедания без всяких ограничений. Тотчас же владыка Арсений организовал в городе Уральске (ныне на территории Казахстана) первую в Российской империи легальную староверческую типографию, лично активно участвуя в ее работе и готовя книги к изданию и исправляя опечатки в богословских текстах.
В последний год своей жизни епископ Арсений проехал более тысячи верст по Саратовской епархии, потом совершил поездку в Москву на Освященный Собор старообрядцев, а затем вернулся в Нижний Новгород. После этого архипастырь вновь отправился объезжать старообрядческие приходы за Волгой, и вернулся лишь несколько месяцев спустя уже тяжело больным. 23 сентября 1908 года владыка скончался в 68-летнем возрасте.
После кончины епископа Арсения выяснилось, что все его личное имущество состоит из одной библиотеки. Все же имевшиеся в распоряжении архипастыря немалые средства он раздавал бедным приходам и малоимущим священникам. Однако истинным наследством стало множество учеников Арсения (Швецова), которые стали столпами старообрядчества XX века.

На фото:
01. Анисим Швецов
02. Часть дома в Ильиной горе, в котором жил Анисим Швецов
03. Руины старообрядческой молельни Першиных в Коврове
04. Старообрядческий архиепископ Антоний (Шутов)
05. Епископ Уральский и Оренбургский Арсений (Швецов)
06. Владыка Арсений в одном из старообрядческих приходов
07. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Начало 1900-х гг.
08. Архиерейское служение староверов

От ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчества

AR_125

От ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчестваОт ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчестваОт ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчестваОт ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчества

От ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчества

BE_169

От ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчестваОт ковровского приказчика — до архиерея и апологета старообрядчества