Липа для дикой природы нашего края — дерево достаточно редкое. Липа относится к семейству мальвовых и ее многочисленные родственники в естественных условиях произрастают по большей части в тропиках и практически никогда в северной части лесной зоны. Во Владимирском крае липу часто используют для посадок в парках, скверах или на каких-либо мемориальных объектах. В старину основу парков в дворянских усадьбах составляли именно липы. Именно такие старые липовые парковые аллеи уцелели до наших дней, к примеру, в усадьбе предков композитора Сергея Ивановича Танеева в селе Маринино и в парке “Усадьбы двух генералов” в селе Павловское Ковровского района. Именно липы составляют основу аллей многих городских парков.
Липа — самое массовое дерево в городских насаждениях. Она декоративна, быстро растет, развивает большую листовую массу, хорошо задерживающую пыль и копоть, переносит подрезку и формовку кроны, приживается на новом месте при пересадке во взрослом состоянии, приятно пахнет во время цветения. Однако речь идет не о парках, скверах и мемориальных аллеях, а о липовых лесах, созданных не людьми, а самой матушкой-природой.
В России липовые леса (их называют липняками, как, скажем, березовые рощи — березняками) распространены в Среднем Поволжье, на Южном Урале и в Приуралье. Максимальный возраст лип там достигает 400 лет, а отдельные деревья могут расти и вдвое дольше. Но у нас в Северо-Восточной Руси таких лесов нет. Точнее, считается, что нет. А вот на границе Ковровского и Вязниковского районов они есть! Настоящий липовый заповедник можно видеть на бывших рубежах Стародубского княжества, проходившей в нынешних Клязьминском сельском поселении Ковровского района и в Сарыевским сельском поселении Вязниковского района.
Липа там растет на правом возвышенном берегу реки Тары, причем отлично уживается с дубами, березами, осинами, соснами и елями. Однако местами такой смешанный хвойно-лиственный лес переходит в почти чистые липняки, где произрастает наиболее распространенный в России вид липы — липа мелколиственная. Наряду с липами-ветеранами, которым если и не четыре столетия, то уж лет 150 точно есть, не меньше, там полно лип среднего возраста, причем порой сразу несколько деревьев срастаются вместе и образуют подобие огромного куста. А липовой “молодежи” вокруг и вовсе видимо-невидимо!
Порой даже кажется, что это какой-то огромный разросшийся старинный липовый парк искусственного происхождения, словно остатки какого-то давно заброшенного и всеми позабытого “дворянского гнезда”. Попадаются экзотические экземпляры с дуплами, словно из сказки, или исполины в два обхвата, которые, наверное, помнят еще времена войны с Наполеоном. Но внимательно оглядевшись, понимаешь, что это никакой не парк, а просто липовый лес — с полянами, дорожками и даже труднопроходимыми зарослями.
Почему именно в тех местах растут столь редкие для наших мест липняки? Причем не только в поймах рек, а на возвышенностях и в лесной глуши? Очевидно, для них там подходят местные природные условия. Известно, что липа предпочитает влажные, богатые гумусом почвы. Именно влажные места, покрытые массой перегнивающих опавших листьев, и облюбовали стародубские липняки. В наших местах столько лип в лесу вряд ли еще где-то возможно увидеть. Счет им в бывших стародубских дебрях идет, наверное, даже не на сотни, а на тысячи! Это настоящее липовое изобилие, равного которому в округе нет. А с учетом того, что липа обладает уникальной нектароносностью, ценность таких липовых лесов особенно велика.
Как медонос липа не имеет равных в отечественной флоре. А липовый мед — самый ценный и душистый, считающийся лучшим по вкусовым и целебным качествам. Подсчитано, что во время цветения липы в местах ее массового произрастания, пчелиные семьи собирают по 10 – 14 килограмм вкуснейшего душистого липового меда каждый день. Биологи подсчитали, что один гектар липовника в период цветения может дать до тонны липового меда!
Известно, что в старину в Стародубском княжестве было широко развито бортничество — пчеловодство, когда пчелиные семьи обитали не в специально построенных ульях, а в дуплах деревьев прямо посреди леса. Возможно, при этом как раз и использовались огромные возможности липняков-медоносов среднего Потарья. Традиции бортного пчеловодства сегодня возрождаются в бывшем Медушском стане. Не исключено, что бортное пчеловодство будет развиваться и в Потарье, столь богатым нектароносными липовыми лесами.
Таким образом, стародубские липняки сами по себе — явление уникальное. Липа вполне могла бы стать одним из брендов экологического туризма. Потому что липовые леса в наших широтах — редкость, а места в Потарье поистине заповедные.
На фото:
- Липовые рощи на бывших стародубских рубежах
- Эти липы родились в позапрошлом веке
- А тут деревья помоложе. Им “всего” около ста лет
4. Такие ветераны, возможно, родом из “галантного” XVIII столетия